Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

01:57 19.02.2017 1471
Сегодня мы решили рассказать об одном из путешествий во времени, которое начинается у порога Витебского вокзала.

Санкт-Петербург, 19 февраля.

Совсем недавно мы рассказали вам о проекте «Петербург глазами инженера», а сегодня решили поведать об одном из путешествий во времени, которое начинается у порога Витебского вокзала.

Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ побывал на одной из экскурсий, проводимых в рамках проекта, и узнал кое-что о том, насколько богата архитектурная и инженерная история петербургского вокзала, уже ставшего городской достопримечательностью и центром притяжения фотографов и ценителей прекрасного.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Молодые пары,  семьи с детьми и петербургская молодежь – словом, интерес к архитектурной «изнанке» оказался достаточно большим.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Авторами маршрута экскурсии являются Марина Зубкова и Антон Жирнов: «Вдвоем мы хотели сделать такой маршрут, который, с одной стороны, расскажет об инженерных технологиях постройки здания, а с другой – познакомит с первой железной дорогой, которая прошла отсюда в Царское село и была открыта в 1837 году», - комментирует гид и куратор проекта Марина Зубкова.

Марина также замечает особенность этой дороги – она проходила по так называемому «элитному» маршруту. Таким образом, знатные петербуржцы могли проехать к своим загородным резиденциям.

Однако, новые транспортные пути встретили настороженно: «Считалось, что эта железная дорога не принесет России той пользы, которую она принесла Европе – на самом деле это не так. Благодаря такой ранней постройке, Россия стала шестой страной в мире, в которой открылась железная дорога».

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

«Это здание – детище той эпохи, когда железная дорога – это всегда прибыль, причем, - активная и динамичная», - рассказывает Марина.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

«Это уже четвертое здание вокзала на этом месте. Первое было построено в 1837 году -  деревянная, неказистая постройка, которая была вскоре снесена, затем, в 1849-1852 гг., Константин Тон воздвигает здесь двухэтажное здание, которое реконструируется в 1876 году. О том, что здесь находится не доходный дом, а именно вокзал, говорят, разве что, часы, находящиеся по центру».

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

В зале на первом этаже можно ненароком потерять голову от вида, который откроется вам с центральной лестницы: «Стена, высотой в 21 метр, сделана без единого перекрытия. Она настолько высокая и может выдержать такой витраж именно благодаря такой технологии. Пассажиры первого и второго класса, впервые входившие в этот зал, поражались не столько красоте визуальной, сколько абсолютной нереальности происходящего – витые линии модерна, отражающие динамику модерна и являющиеся символом стремления к свободе, - только дополняют общий эффект прогрессивности этих технологий постройки».

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

«Здание Витебского вокзала - первое здание в стиле модерн, которое являлось не доходным домом, а общественной постройкой. Оно было открыто в начале XX века, когда железные дороги стремительно развивались и стали символом России. Всё, что было связано с техническим и экономическим прогрессом, так или иначе, отождествлялось с этой архитектурой».

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Затем, мы ступили за порог зала ожидания первого и второго класса – помещения, в котором каждая деталь на стенах и потолке надолго задерживает взгляд.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Картинный зал купается в дневном свете, который проникает сквозь огромные окна, величиной в расстояние от пола до потолка.

Пустое пространство в одной из стен зала, казалось бы, забыли заполнить и теперь оно служит фоном для составления композиции на фотографии. Однако, именно за этой стеной прячется место, недоступное взору обычного посетителя.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

За запертой дверью нам открылось помещение, о предназначении которого стало известно сравнительно недавно: «Мы долго не могли понять, каким образом этот зал сохранился в таком хорошем виде и что здесь было раньше, - рассказывает Марина, - однако, в процессе наших экскурсий всё-таки выяснили, что здесь находился ресторан, который закрылся уже в постсоветский период».

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Роспись на потолке зала осталась совсем нетронутой, как и деревянный буфет и барная стойка. Есть, кстати, версии, согласно которым  этот буфет был копией своего «брата» в парижском ресторане «Максим».

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Первый в России лифт для обслуживающего персонала появился тоже в стенах здания Витебского вокзала.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Вокзал интересен и для кинематографистов – именно в этом помещении здания хранятся декорации некоторых фильмов, снятых здесь.

Постепенно, группа продвинулась далее по маршруту: по плану предстояло заглянуть в «так называемые» великокняжеские покои. А «так называемые» они потому, говорит Марина, что это наименование перемещалось от одного литературного источника к другому, но, однако, они не имели отношения к представителям дома Романовых. «Скорее, это было что-то в роде VIP-зала ожидания» - предполагает куратор.

Перед покоями – уборные комнаты с дверями из дерева и выведенными буквами: «Женская» - на женской уборной и «Мужская» - на мужской.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Итак, нас любезно проводили прямо в приемную начальника Витебского вокзала.

Просторная комната с фортепиано и сохранившиеся интерьеры прошлого века, где на столе перед огромным зеркалом видны следы, оставшиеся от подсвечников.

Работать в таком помещении – одно удовольствие.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

И, наконец, одна из самых интересных точек маршрута – чердак вокзала.

Попасть туда можно через ныне существующий буфет, где вкусно и сытно обедают, предвкушая дальнюю дорогу.

Лестница, ведущая на чердак – винтовая. Передвигаясь в полной темноте, освещаемые карманным фонарем, мы добрались до заветного места.

«Каждая деталь этой конструкции, каждый уголок, связаны воедино - они не просто скреплены гайками и шурупами» - говорит Марина. Это стало достижимым благодаря технологии монтажа – клёпки, и усилиям бригады высококвалифицированных мастеров. Все техническое оснащение выполнялось из чугуна на Путиловском заводе (ныне - Кировском). Большинство конструкций выполнялись там, затем, привозились сюда и монтировались.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Именно по такой технологии выстраивали американские небоскребы на протяжении первых двух-трех десятилетий начала XX века.

На объекте работали элитные бригады заклепщиков. «Штучные» специалисты ценились на вес золота: «Если один человек по каким-либо причинам не мог явиться на работу, остальной бригаде смысла приходить не было никакого». Такое положение объясняется сложностью выполнения работ по клёпке и уникальностью умений, которыми обладали мастера.

Существовали даже бригады правшей и левшей.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Покидать чердак с красиво преломленным дневным светом совсем не хотелось. Однако, наша экскурсия продвинулась дальше и Марина даже  предупредила, что придется немного померзнуть.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Пройдя вдоль перрона вокзала за ограду, мы очутились в небольшом выставочном павильоне, где стройным рядом для обозрения и изучения стоят макеты образцов подвижного состава Царскосельской железной дороги в натуральную величину. Они были сооружены в 1987 году, к 150-летию Русских железных дорог.

По соседству располагается макет подвижного состава, отреставрированный в 2007 году к 170-летию железных дорог России студентами и преподавателями ПГУПСа.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

В составе уникального поезда - вагоны первого, второго и третьего класса, на которых можно было доехать до Царского села за 35-40 минут со скоростью примерно 40 км/час, – вполне себе сегодняшние значения.

Экспонаты интересны и тем, что участникам экскурсии была предоставлена возможность взобраться в вагоны и ощутить себя дамой из 19 века в пышном платье или кавалером в строгом костюме, которые держат путь в паровозе «Проворный» к Царскому селу.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Для юных слушателей это занятие оказалось вдвойне веселым и увлекательным.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Марина, держа в руке фотографию с изображением того же самого места на вокзале, только с ретроспективой во многие годы, объясняет: «Если мы не будем смотреть на  то, во что одеты люди на фотографии и здесь, сейчас, то сможем понять, что практически никакой разницы между тем, что было и тем, что есть теперь – не существует».

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Так, сегодня мы узнали о том, что, отправляясь в одну из точек нашей (и не только нашей) необъятной страны с Витебского вокзала, можно пройти путь, длиною в несколько эпох, не покидая стен здания, а только перемещаясь по необыкновенным коридорам, лестницам и залам.

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Витебский вокзал глазами инженера: экскурсия с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ

Подробнее о проекте и особенностях маршрутов экскурсий можно почитать в нашем интервью с куратором Мариной Зубковой.

Автор: Анастасия Борисенко

Новости партнеров: