Ученый из СПбГУ нашел древнейшее письменное упоминание о дне рождения человека

11:22 23.02.2017 206
Открытие было сделано в процессе работы над изучением восприятия времени в древней Месопотамии.

Санкт-Петербург, 23 февраля.

Профессор СПбГУ Владимир Емельянов обнаружил самое древнее письменное упоминание о дне рождения человека на клинописной табличке из храма шумерской богини Бау, которая хранится в Лувре.

Клинописный текст, переведенный исследователем, датируется второй половиной XXIV века до н. э. Запись, сделанная более 4,5 тысячи лет назад не только указывает дату и месяц рождения, но и открывает подробности праздничного обряда, - сообщили НЕВСКИМ  НОВОСТЯМ в пресс-службе СПбГУ.

Открытие было сделано ученым Санкт-Петербургского университета в процессе изучения восприятия времени в древней Месопотамии. Сами клинописные тексты давно известны шумерологам, однако, они не были переведены и не рассматривались как источник по хронопсихологии.

Переведенная Владимиром Емельяновым со старошумерского языка табличка - это перечень жертв и рационов (количество овец, ягнят, козлят и пр.), предназначенных к рождению дочери шумерского царя Лугаланды. Согласно тексту, дочь правителя родилась «в день ослабления солнечного света», в месяц праздника Бау, - октябре-ноябре юлианского календаря.

Ученый из СПбГУ нашел древнейшее письменное упоминание о дне рождения человека

Фотография предоставлена пресс-службой СПБГУ

«Мы можем предположить, что ребенок родился при восхождении созвездия Скорпион, которое в III тысячелетии до н. э. маркировало осеннее равноденствие, — комментирует Владимир Емельянов. — Это время считалось связанным с миром мертвых, так как на земле начинала господствовать тьма. Поэтому в тексте мы видим упоминания о жертвах, приносимых умершим правителям Энентарзи и Дуду, а также месту почитания Гильгамеша — "коменданта" подземного мира». То есть, клинописная табличка повествует о пиршестве на дне рождении дочери царя (в празднике участвовали  не только живые, но и мертвые).

До наших времен дошло пять табличек эпохи правления царя Лугаланды, - в них упоминается рождение детей. Две таблички с указанием жертв и рационов по поводу рождения царской дочери хранятся в Эрмитаже. На одной из них дата отсутствует, а на другой указан все тот же месяц праздника Бау. Однако, по мнению исследователя, больший интерес вызывает еще одна хранящаяся в Лувре табличка, сообщающая о рождении сына у жены валяльщика царского головного убора, которая, возможно, была сестрой царя.

Клинописный текст называет и месяц рождения мальчика — «месяц праздника (в честь) Лугаль-уру(ба)» — зимний месяц в календаре эпохи Лугаланды, который связан с культом мертвых. Еще одна табличка, которая относится к четвертому году правления шумерского царя и хранится в Брюсселе, сообщает, что некая женщина родила сына, однако деталей в тексте нет.

«Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что документы с указанием даты рождения человека составлялись только в эпоху правления Лугаланды. Жертвоприношения по поводу рождения доставлялись и живым, и мертвым, причем, отмечали рождение как детей царя, так и детей его родственников», - объясняет исследователь. Емельянов полагает, что ничего похожего не было ни раньше, ни позже. Ни в одной царской надписи или документе Ближнего Востока и классической Античности вплоть до V века до н. э. не найдено никаких сведений о времени рождения людей.

Профессор также говорит и о двух упоминаниях в шумеро-аккадских текстах II–I тыс. до н. э. дня рождения демонов-асакку (21-й день зимнего месяца Кислиму,что был связан в поверьях шумеров с выходом на землю бога тьмы и смерти Нергала). Однако, информация о днях рождения людей и вовсе отсутствует. В этом плане сегодняшнее открытие — исключение из общего правила игнорирования дат частной жизни.

Новости партнеров: