«Услышать взглядом»: в Петербурге открылась выставка джазовой фотографии

10:48 03.03.2017 124
В «РОСФОТО» представили «джазовую» коллекцию фотографий Александра Смирнова.

Санкт-Петербург, 3 марта.

В государственном музейно-выставочном центре «РОСФОТО» открылась персональная  выставка фотографа Александра Смирнова «Ритм. Джазовая фотография».

Автор — профессионал джазовой фотографии.

На протяжении 15 лет следил сквозь объектив за жизнью джаза в СССР. С 1974 года, когда он  по учебному заданию Народного университета общественных профессий ДК им. С. М. Кирова сделал свои первые фотографии джазовых музыкантов, и до конца 1980-х, Александр документировал  многочисленные джазовые фестивали СССР, в том числе - десять международных фестивалей «Осенние ритмы», которые проходили в Ленинграде.

Среди музыкантов, навсегда оставшихся запечатленными в работах Александра Смирнова - Кенни Болл, Игорь Бутман, Владимир Волков, Сергей Манукян, Алексей Канунников, Владимир Чекасин, Владимир Фейертаг, Билли Тэйлор, Олег Лундстрем, Эльвина Макарян, Сергей Курёхин, Давид Голощёкин.

Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ посетил открытие выставки «Ритм. Джазовая фотография» и поговорил с автором летописи легендарного периода в искусстве и культурной жизни СССР.

НН: Скажите, как это вообще – стоять у сцены в моменты импровизации и творческого экстаза? Такая энергетика, порой, уничтожает и обезоруживает.

Александр Смирнов: «Я все время хотел спровоцировать какое-то действие и мне это часто удавалось. Провокация довольно часто случалась. Дело в том, что я был членом коллектива и меня воспринимали как своего, поэтому мне провоцировать всегда было не сложно».

НН: То есть, понимание между Вами и музыкантами возникало легко?

«Да, конечно, легко. Есть у меня, например, один снимок, где несколько музыкантов расселись на ветках дерева. Нужно было только свистнуть и указать на дерево. Они сами залезли, по веткам расселись. Так хорошо! Но есть один момент – не всегда хватает здоровья печени. Но, надо сказать, что в основном народ крепкий - редко, когда кто-то падал в оркестровую яму. Правда, однажды на моих глазах человек уронил тромбон».

НН: У вас дед -  известный пианист, композитор и педагог. Расскажите, он оказал особое влияние на то, какую дорогу Вы выбрали?

Александр Смирнов: «Мой дед – профессор консерватории. Более того – он участвовал в первом джазовом концерте в 1929 году. И, как-то с Даниилом Крамером, с которым мы жили в соседних номерах в Архангельске на фестивале и ходили друг к другу вечером чай пить, разговорились. Вот он мне и сказал: «Саша, я через две недели приеду в Питер, буду играть на юбилейном концерте ансамбля Леопольда Теплицкого, буду в роли Каменского (а Каменский-то – мой дед). «Дедушка, здравствуй», как говорится. Спрашиваю у него: «А хочешь, я на этот концерт приду с внучкой Теплицкого?»  Вот мы с ней и пришли – два внука».

«Услышать взглядом»: в Петербурге открылась выставка джазовой фотографии

О том, почему тема джаза сегодня привлекательна и как родилась идея экспозиции, рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ куратор Игорь Лебедев: «Интерес к джазу возрождается, и мы начинаем обращать на него внимание. Джазовая музыка в своем историческом развитии сейчас начинает интересовать людей, и, рано или поздно, мы начнем обращаться к тому же советскому джазу. Это значит, что каким-то образом следует подключиться к этой истории - музыку можно слушать, а вот музыкантов этих можно ведь уже и не увидеть, тем более,  если ты их не видел никогда. Зачастую, даже невозможно представить: а как это было? Как они выглядели? Этот момент очень важен и он позволяет современному человеку каким-то образом соединиться с этим временем. Один и тот же возраст, одни и те же мысли – тогда и сейчас в зале сидят люди. Им 25 или 45 лет. И они слушают эту музыку с интересом».

«Услышать взглядом»: в Петербурге открылась выставка джазовой фотографии

«Услышать взглядом»: в Петербурге открылась выставка джазовой фотографии

Задокументированная эпоха, звучащая бархатным басом и раскатами труб – огромная ценность для нас сегодня, мало или совсем не знакомых с богатой музыкальной историей советского джаза: «Фотография показывает то время, как документ, но она, по сути, не всегда говорит о джазе – мы видим музыкантов, но звуков этих мы не слышим, мы можем включить музыку, но от этого у нас не возникает в памяти никакой истории. Да, фотография начинает играть, звучать, мы можем, например, включить проигрыватель с пластинками и попасть в ситуацию актуализации джаза. За что бы мы ни зацепились – всё это оказывается очень современным. Эта выставка интересна для исследования и с точки зрения трансляции этого исследования».

Игорь Лебедев рассказал о том, как возникла идея представить в экспозиции  именно фотоработы Александра Смирнова: «Вспоминая то время, следует назвать имена трех самых сильных мастеров – Александр Смирнов, Геннадий Шакин и Александр Забрин. Это фотографы, которые снимали достаточно долгое время. За это время они и сами познакомились. Каждый из них снимал абсолютно по-разному одних и тех же музыкантов, сопровождая их на фестивалях по всей стране. Прибалтика, Кавказ, Дальний Восток – границ не было. Музыка давала возможность почувствовать это пространство. На самом деле, то, что мы решили показать именно фотоработы Александра, это не то что случайность, а скорее – предопределенность. На выставке «Фотоклуб «Зеркало»: после сказанного» появилась возможность посмотреть на большое количество мастеров и проанализировать их с точки зрения их «выживаемости» в культурном контексте. Среди них был и Александр Смирнов, который также посещал ДК Кирова, входил в клуб «Квадрат» и «Зеркало» - для него это было важно на первом этапе, но потом он стал профессиональным джазовым фотографом и начал снимать только джаз».

Как рассказывает Игорь, если сейчас спросить, снимал ли он что-то еще, Александр соглашается: «Да, снимал». Однако, на просьбу показать коллекцию,  отвечает: «Вот у меня есть 200-250 джазовых фотографий – это мой золотой фонд. Остальное я показывать не буду».

Как правило, у каждой эпохи свои имена, кумиры, «громкие» кадры, которые задают тон музыкальной беседы и подключают, возбуждают зрителя. О джазе советском история читается с фотографий. Она заставляет вступать в диалог, провоцирует. А есть ли что-то подобное сегодня? Своим мнением делится Игорь Лебедев: «Я скептически к этому отношусь, честно говоря. Думаю, что дело не в среде и во времени, а, скорее – в упорстве. Сконцентрироваться сейчас на чем-то одном очень сложно. Все меняется, быстро меняется. Вот сейчас снимают джаз, допустим, а что дальше? Может быть рок? Вот я думаю, может, действительно рок? А джаз, по сути, не соотносится со временем. Все эти музыканты до сих пор продолжают играть, выступать. Когда я собирал биографии всех мастеров, чьи фотографии здесь представлены, я был поражен, что в 90-е годы многие отсюда уехали. Произошло это потому, что здесь было невозможно профессионально заниматься джазом – все бежали в Америку, в Европу и начинали активно выступать. Прочитал такую мысль одного из уехавших: он говорит о том, что вся джазовая музыка советского союза существовала при какой-то определенной поддержке, а в 90-е годы это всё свернулось. Всё коммерциализировалось. В результате – люди перестали ходить на концерты, потому что не могли купить билеты, музыканты перестали играть, потому что не могли играть просто так – и всё, всё начало «схлопываться». Когда среда начинает рассыпаться, она больше не привлекает людей. В Нью-Йорке, например, до сих пор есть джаз-клубы. Вы можете выбрать клуб, прийти и находиться в этой среде».

К джазу как к особой культуре обращались в произведениях многие авторы, для которых он обретал немного большее значение, чем просто направление в музыке: «Джаз – это вообще общая культура. Кортасар, например, отводит большое место джазу, прослушиванию этой музыки».

Как оказалось, процесс подготовки к выставке был очень плодотворный и питательный для куратора: «Наверное, за все время, что я слушал джаз, я никогда так глубоко, как сейчас, работая над выставкой, в него не погружался. Если мы смотрим на фотографию и понимаем, что нас заинтересовала, зацепила эмоция, тут же вводим имя исполнителя в поиск и начинаем понимать, что же заставило его так чувствовать во время исполнения».

«Услышать взглядом»: в Петербурге открылась выставка джазовой фотографии

«Услышать взглядом»: в Петербурге открылась выставка джазовой фотографии

«Услышать взглядом»: в Петербурге открылась выставка джазовой фотографии

«Услышать взглядом»: в Петербурге открылась выставка джазовой фотографии

Автор: Анастасия Борисенко

Новости партнеров: