00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Вакханалия цен продолжается

13:54 13.03.2017
Несмотря на то, что согласно Росстату, две недели наблюдается нулевое изменение цен, поведение ценников в магазинах и на рынках вызывает вопросы
Вакханалия цен продолжается

Такого в России никогда не было, но это случилось: впервые, на излете зимы и в начале весны, две недели подряд, согласно данным Росстата, цены не росли: сначала с 21 по 27 февраля была отмечена инфляция на уровне 0%, потом и в следующую неделю, с 28 февраля по 6 марта, был также ноль. Такого в это время года не наблюдалось никогда за новейшую историю нашей страны: подряд две недели цены снижались обычно летом и осенью, следуя за сезонным удешевлением овощей и фруктов.

Более того, первая нулевая инфляция в этом году, впервые с ноября 2016 года, была отмечена еще ранее — с 14 по 20 февраля, хотя и до этого рост цен был минимальным — четыре недели, и в каждую прибавка в ценах составила лишь 0,1%. Вроде бы, надо бы радоваться, но целый ряд публикаций со ссылками на мнения граждан и результаты социологических опросов свидетельствует о том, что население в значительной мере не ощущает на себе «снижения цен», как было сказано в одной статье.

Стоит сразу отметить: о снижении цен Росстат и не говорил, если вести разговор об общем индексе изменения цен. Речь идет об отсутствии дальнейшего роста цен в некоторые недели, то есть это не означает, что все накопленное за 2015-2016 годы увеличение цен куда-то испарилось.

Цены выросли, и весьма заметно, по сравнению с 2014 годом, однако здесь есть ряд нюансов.

Конечно, в большинстве своем они не поднялись «в два раза», вслед за изменением курса доллара США. И дело не в том, что их никто не хотел поднять: вообще-то, задача любого предпринимателя, торгующего товаром, получить максимум дохода. Можно рассуждать о том, что это можно сделать, например, снизив цены и, как говорят некоторые, тогда «выиграть на объеме». Но важный момент в такой стратегии заключается в том, что надо все считать. Обычно, если смотреть с точки зрения отдачи на единицу проданного товара, то есть на маржинальный доход, скидка в 10% оправдана при подъеме спроса как минимум в 20%. Если такого увеличения потребления нет, то снижать цены, чтобы якобы заработать «на объеме», нет никакого резона. Бизнес не может работать, чтобы получить абы какую прибыль: всегда есть, например, нижняя планка — это отдача от средств, которые можно не инвестировать в бизнес, а положить на банковский депозит в крупном банке — вот этот годовой процент и есть та минимальная доходность, которую требует собственник любого бизнеса от наемных управленцев.

Что же касается ценообразования, то здесь рынок стал действительно рынком: часто имеется не один, и ни два продавца одного и того же товара. И есть потребители, которые, по идее, должны изучить все условия продавцов и выбирать самое низкое по цене предложение при том же качестве. Но тут вмешивается ее Величество реальность. Многим из нас некогда заниматься сопоставлением цен на один и тот же товар во всех магазинах и на всех рынках, имеющихся в разумной доступности от нашего дома или места работы, — и вот на этом потребитель «прогорает». Цены на один и тот же товар могут отличаться в разы не только у разных поставщиков, но и в одном том же магазине, в зависимости от того, когда ты в него зашел — в день специальной акции или нет. Трудно в таком случае оценить реальный уровень инфляции в стране, где большую роль играет изменение цен на продовольствие: во-первых, эта инфляция зависит от того, что тот или иной человек относит к своим любимым продуктам питания. И, увы, не всегда здесь потребитель готов прислушиваться к мнению врачей и следовать советам о потреблении здоровой пищи. Иногда он рассуждает: раз вкусно, значит — хорошо. И известный факт, что не все, что является полезным из еды, всегда очень вкусно. Во-вторых, инфляция зависит от стратегии покупок, которой придерживается потребитель. Одну и ту же корзину потребителя можно купить в два-три раза дороже или дешевле, в зависимости от того, как выстраивается отношение к покупкам. Если приобретать почти все или значительную часть продуктов питания в дни специальных акций, то можно заметить не только нулевую инфляцию, а резкое снижение цен. Но даже в этом случае не всегда это может сильно сказаться на кошельке: дело в том, что сэкономленные таким образом деньги могут понадобиться на оплату подорожавшего транспорта или на покупку обновки детям.

С другой стороны, если не ориентироваться на скидки и акции, а брать все в одном магазине, не обращая внимания на цены, то скорее всего в такой ситуации значительная часть населения не сможет больше ничего приобрести, если еще вычесть затраты на коммунальные платежи, транспорт и мелкий ремонт обуви и одежды. Вакханалия цен — как еще иначе скажешь! Но вакханалия цен — это не инфляция, а повод лишь более тщательно обдумывать свою потребительскую стратегию, помня, что каждый рубль в руках потребителя — это либо путевка в дальнейшую жизнь той компании, которая вам произвела продукт, вами потребляемый, либо это — приговор и уход этой компании с рынка, если потребители решили не покупать их товары.

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: