Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Автор памятника Башлачёву: «Вряд ли я смогла бы потратить на другой проект столько сил»

14.03.2017 13:02 477
Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщалась с автором проекта памятника Александру Башлачёву Марией Ивановой-Очерет о главном деле её жизни.

Санкт-Петербург, 14 марта. 

Поэт Александр Башлачёв родился в городе, где дым затмевает небо, а количество заводов превосходит количество арт-объектов. В Череповце он провёл большую часть своей жизни, а затем несколько лет озарял Ленинград, в котором раскрылся его талант, о нём заговорили, его полюбили… Пребывая в рок-тусовке, Башлачёв был тем самым звонким колокольчиком. Очевидно, что среди весельчаков, лириков и оппозиционеров он не мог себя ощущать в своей тарелке: Башлачёв был выше, прозорливее и тоньше. Кто, как не он, понимал глубину русской души, чувствовал её боль и пел о ней? 

Фигура поэта Александра Башлачёва до сих пор не нашла массовый отклик, хотя он считается признанным поэтом. Он занял свою нишу не в 80-е годы, не в современной России, но в вечности: его талант жив вне времени. Отчасти своей славой Башлачёв «обязан» верным почитателям творчества, которые сквозь десятилетия проносят его стихи и песни как святыню, а также без устали рассказывают о жизни одного из крупнейших поэтов XX века. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщалась с автором проекта памятника Марией Ивановой-Очерет о том, кем для неё является Башлачёв, с какими трудностями она сталкивалась на пути создания памятника, о слухах в интернете, разгоревшихся вокруг скульптуры, и считает ли она своё дело миссией. 


Тепло, беспокойно и сыро 
Весна постучалась ко мне 
На улице тают пломбиры. 
И шапки упали в цене. 


Мы встретились с Марией в один из солнечных морозных дней в центре Петербурга. В её мастерской Башлачёв занимает главное место. Скульптуры и бюсты с его изображением находятся повсюду. В дальнем углу стоит высокая фигура с гитарой и колокольчиками – это и есть проект памятника, который может появиться на одной из набережных Петербурга. Изначально предполагалось, что памятник Башлачёву установят на родине поэта, в Череповце, однако идея так и не была реализована… 

Автор памятника Башлачёву: «Вряд ли я смогла бы потратить на другой проект столько сил»

Как в Вашей жизни появился Башлачёв? 

Это один из поэтов, который произвёл на меня наиболее сильное впечатление и оказал большое влияние. Случилось это чуть ли не в детстве, было самое начало 90-х. Я случайно услышала в школьные годы стихотворение «Палата №6». Запомнила последнюю фразу: «Спасибо. Башлачёв. Палата №6», обратила внимание на интересный ритм. У меня был чуткий слух к поэтических вещам. Потом долго искала по библиотекам, журналам, спрашивала у всех… И только через несколько лет столкнулась с пластинкой «Время колокольчиков». Стало понятно, что это поэт очень разный, и нужно со всем его творчеством познакомиться. 

Потом уже стали встречаться его записи, затем появился Таганский концерт на кассете, приобрела в «Castle Rock» видеозапись двух концертов - в скверном, правда, качестве. Мало кто из моих друзей разделял это увлечение. Потом стали появляться новые знакомые, которые знали и любили Башлачёва. Так сложилась некая дружеская история, которая и привела ко мне этот памятник. 

По памятным датам поклонники ездят на Ковалёвское кладбище, где похоронен Башлачёв. Там я познакомилась с Серёжей Латфулиным. Ему нравились мои работы, он поддерживал меня как художника и знал, что я занимаюсь скульптурой. Однажды он предложил мне разработать проект памятника Башлачёву для Череповца. Это была инициатива поклонников, которые хотели видеть памятник. Было условие: они хотели, чтобы памятник делал человек, который Башлачёва любит и знает. 

Я начала этим заниматься, и достаточно быстро мы пришли к концепции с лестницей: я придумала, остальные поддержали. Это был 2011 год. Затем была долгая вязкая история с Череповцом. В результате решили установить памятник в Петербурге. Город на Неве сильно связан с Башлачёвым, и здесь хотят видеть ему памятник. Хотя в Череповце многие ждали памятник, но так и не удалось. Случилась неувязка. Сначала и администрация была готова… 

Автор памятника Башлачёву: «Вряд ли я смогла бы потратить на другой проект столько сил»

Почему так и не удалось установить памятник в Череповце? 

В Череповце памятнику воспротивился один из представителей семьи. Эта история ничем не закончилась. Власть хотела установить памятник, я привозила все необходимые материалы, мы собирали несколько раз администрацию города. Более того, я привозила человека, который готов был материально поддержать памятник. Он хотел выделить средства на это, я познакомила его с мэрией, мы провели совещание… 

Но мнение родственника существенно повлияло на установку памятника? 

Мнение родственника повлияло на самом последнем этапе. И Череповец остался без памятника. 

Что осталось сделать в Петербурге? 

Поскольку глиняная фигура уже готова, желательно пускать её в работу, чтобы не было пауз – ведь это вещь не консервируемая. Глина – это живой материал, с ней нужно работать. Она хочет, чтобы её отформовали. 

В Петербурге есть один юридический момент: должно пройти 30 лет со дня смерти человека, которому собираются поставить памятник. Мы сейчас находимся на 30-м году. Башлачёв умер 29 лет назад. 

Имеет значение место, которое выбирается, на чьей оно территории, и кто за это платит. Все нюансы имеют значение, со всеми ими нужно разбираться. 

Я готовлю пакет с большой общественной поддержкой и с удовольствием приму сейчас поддержку людей известных, занимающих общественно-значимое положение. Много людей меня поддержало, они оставили свои подписи. Если это сделает кто-то ещё, будет здорово. Я таких людей приглашаю. Может, я не всем сумею сама позвонить… 

Думаю, какой-то этап будет пройден уже к следующей памятной дате Башлачёва (прим. ред.: 27 мая – день рождения Александра Башлачёва). 

Автор памятника Башлачёву: «Вряд ли я смогла бы потратить на другой проект столько сил»

Кто поддерживает идею памятника? 

Практически все музыканты, кто знает об этом и с которыми я общалась. Борис Гребенщиков, Евгений Маргулис, Олег Гаркуша, Настя Полева, Владимир Рекшан и музей «Реалии русского рока», Диана Арбенина, Сергей Летов. А также художники, режиссеры, музыкальные критики, искусствоведы и даже председатель Союза Художников Санкт-Петербурга Альберт Чаркин (к сожалению, недавно ушедший из жизни). Митя Шагин, Виктор Тихомиров, Андрей Бурлака, Руслан Кудашов, Леонид Парфёнов, Артемий Троицкий… Те, кто не равнодушны к Башлачёву. 

Некоторые люди говорили в интернете, что фигура Башлачёва выглядит неестественно. 

Вероятно, это было на первых этапах, когда со мной работал ещё один человек. Я пригласила его в помощники. К той скульптуре, к которой была критика, он приложил руку. Но случилась неприятная история: он захотел создавать свою собственную работу. А фотографии неудачной скульптуры утекли в интернет. И поскольку общая идея памятника моя, люди ассоциировали те фотографии с моим именем. 

Сейчас Башлачёв изображён в классическом повороте – это винтовая композиция, когда разворот корпуса в одну сторону, а плечей – в другую. Контрапост называется. Он изображён в полный рост с подъёмом на лестницу. 

Некоторые мне говорили, что побаивались увидеть большую скульптуру: как, мол, Башлачев будет смотреться в большом размере? Но скульптура им очень понравилась. Мне абсолютно все сказали, что Башлачёв похож на себя, и его узнают. 

Памятник нужно сделать в таком движении, чтобы оно что-то символизировало или выражало. У одних поклонников одни ассоциации с Башлачёвым, у других – другие. Скульптура – это не изображение конкретной фотографии, хотя он у меня похож на себя, и это один из самых приятных отзывов, который мне дают люди (причём знавшие его лично). Питерский художник Виктор Тихомиров сказал, что он узнаёт Сашу, и очень хорошо, что памятник достаточно реалистичный. Вообще, Тихомиров был одним из последних людей, с кем общался Башлачёв. Он привозил Сашу к себе в мастерскую пожить, но кто-то его постоянно «уводил». В последние дни жизни Башлачева Тихомиров отправился в командировку, а когда вернулся, то Башлачёва уже не было – ни в мастерской, ни вообще на свете. 

Также в интернете распространён слух о том, что Вы являетесь знакомой Артемия Троицкого, и потому он «дал ход» памятнику. 

Идея памятника родилась и сформировалась до того, как о ней узнал Артемий. Ему понравилось решение памятника, и что я автор, он узнал после того, как похвалил идею. Артемий Троицкий – человек, который оказал поддержку на первом этапе ровно потому, что ему понравился памятник. Он сказал об этом, в этом и состояла его поддержка. Сам Артемий неоднократно высказывался о том, что Башлачёв – едва ли не главный человек в его жизни, и память о нем исключительно важна для Троицкого, как и образ памятника. 

Автор памятника Башлачёву: «Вряд ли я смогла бы потратить на другой проект столько сил»

В интернете «гуляют» фотографии памятника, где Александр Башлачёв улыбается. Почему всё-таки итоговый вариант памятника остался без улыбки? 

Я бы не сказала, что он совсем не улыбается. У него сдержанное выражение лица, и под определёнными лучами солнца вы увидите улыбку в одном из ракурсов. Это «круглая» скульптура, один из примеров нетипичных для нашего времени памятников, которые можно обойти вокруг со всех сторон: для того, чтобы впечатление было разное. 

В Череповце было открытое слушание по поводу памятника Башлачёву. Можно было представить то, что ты сделал. Я представила шесть вариантов скульптуры. Из всех вариантов был лучше всего воспринят тот Башлачёв, который поднимается по лестнице. 

О Башлачёве есть выражение «вертикальный взлёт». Мне оно понравилось. А я сделала вертикальный подъём. Я считаю, что его жизнь – это проход вверх. Он стремился туда – к небу, к Богу, это основная тема его произведений. Башлачёв – человек высоких материй, философских категорий серьёзных и запредельно сложных. Поэтому подъём по лестнице – художественный образ, который очень подходит этому поэту. Башлачёв идёт по своей дороге и обращается к зрителям, к тем, кто здесь его слушает. 

Известно, что Башлачёв даже не мог записываться, если никого не было в студии. Если не было зрителей, он просил привести пару девушек – не мог петь без аудитории, ему нужен был слушатель (и желательно женского пола). 

На каком постаменте Вы представляете себе установку памятника? 

Наверное, мы поставим памятник на не очень высокий постамент, но так, чтобы он был немного оторван от зрителя. К тому же это памятник, а не городская скульптура, поэтому за нос тереть его не надо. Постамент, вероятно, будет из мрамора. 

С какими сложностями сталкивались при создании памятника? 

Самое сложное – психологические моменты, которые связаны с историей создания. Сам творческий процесс требует сил и времени, но он не так затруднителен, когда ситуация благоприятная. А когда есть факторы, которые мучают скульптора и создают ему препятствия, тогда тяжело. Поскольку у нас всегда ограничен бюджет, я не сняла отдельное помещение для скульптуры, и создавала её в тех условиях, которые у меня есть. 

Автор памятника Башлачёву: «Вряд ли я смогла бы потратить на другой проект столько сил»

Планируете ли собирать средства для установки памятника на краудфандинговых площадках? 

- Если всё сложиться максимально благоприятно, то нас поддержит инвестор. Но для этого нужно много приготовить: деньги не приходят сами по себе. Если будет труднее, я объявлю сбор средств на снятие формы и литьё на краудфандинговой платформе, чтобы поддержали поклонники. Провести кампанию на одной из таких площадок – это тоже не просто, надо собраться с силами, у всех заручиться поддержкой. Хотя так сейчас делают почти все музыканты. У них нет спонсоров, легче с каждого собрать по рублю, чем найти одного человека с деньгами. 

Чувствуете ли Вы миссию в том, что делаете? 

Пожалуй, чувствую. И это мне помогает. Я понимаю, что такой путь вряд ли кто-либо пройдёт, не имея сильной заинтересованности в том, чтобы это случилось, не имея любви к объекту, который ты делаешь. Я много трачу своей энергии, и когда вижу реакцию, отдачу, слышу поддержку, это даёт мне сил. Вряд ли я смогла бы потратить на другой проект столько моральных сил, физических, материальных. 

Но без поддержки не обойтись. К тому же, человеческого фактора очень много. У Башлачёва горячие поклонники, и каждый принимает его близко к сердцу. Вокруг него случаются горячие споры, каждый имеет собственное представление о нём… 

…которое, зачастую, не совпадает с представлением автора памятника. 

Да. Отчасти поэтому мне было важно сделать памятник максимально приближенным к тому, что видят люди на фотографиях, чтобы был он похож на себя в памятнике. Мне кажется, я близка к этому. 



Не исключено, что именно установка памятника станет большим шагом в популяризации творчества Александра Башлачёва. Но его стихи так и не появятся в дешёвых многотиражках – попсой ему быть не суждено, как ни старайся. Благодаря памятнику люди узнают не только о стихах СашБаша, но и о самой личности поэта, о времени и среде, в которой он жил. Целый срез эпохи может открыться человеку, который однажды решит прогуляться по набережной, где планируется установка памятника. Но приблизить этот момент могут только неравнодушные люди. Мария Иванова-Очерет делает всё возможное, чтобы осуществить задумку, однако, нужно понимать, что в эру капитализма без финансирования такие проекты не реализовать. Узнать больше информации о создании памятника можно в специально созданной группе в социальных сетях. НЕВСКИЕ НОВОСТИ надеются, что памятник Александру Башлачёву найдёт своё место в Петербурге. Ведь если есть место для поэта в сердце, значит найдётся и в городе.

 

Беседовала: Надежда Дроздова
 

Материалы по теме: