Сергей Шнуров и Александр Эткинд в «Открытой библиотеке»: о мате, культуре, женщинах и феномене «Ленинграда»

12:10 26.03.2017 970
25 марта состоялись мартовские диалоги «Открытой библиотеки».

Санкт-Петербург, 26 марта. 

25 марта на Новой сцене Александринского театра состоялись мартовские «Диалоги» общественно-культурного проекта «Открытая библиотека».  Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ побывала на беседе «О мате и культуре», в которой приняли участие профессор Александр Эткинд и музыкант Сергей Шнуров, и поделилась самыми интересными моментами беседы. 



 

Впервые услышал матерное слово 

Сергей Шнуров: Я прекрасно помню этот солнечный день. Это было в первом классе музыкальной школы. Она была специализированной, и я учился по классу скрипки. Набирали туда с 6 лет. И я, мальчик со скрипочкой, шёл домой через проходной двор, а во дворе играли старшеклассники в футбол. И один всё время говорил: «Уё, уё!» Мне показалось, что это сильное выражение. 

Сергей Шнуров и Александр Эткинд в «Открытой библиотеке»: о мате, культуре, женщинах и феномене «Ленинграда»

Феномен «Ленинграда» 

СШ: Русский разговорный язык очень отличается от публичного. Феномен успеха группировки «Ленинград» в том, что присутствие ненормативной лексики резко сокращает дистанцию между артистом и зрителем. Мы буквально переносимся в бар, где человек человеку брат, и ты можешь быть уже не совсем артистом. Потому что артист – это существо практически близкое к администрации президента и должно говорить сугубо литературным языком, не используя те слова, которые, конечно же, используют все. Артист сошёл с небес… Это наследие эпохи романтизма. 

Сергей Шнуров и Александр Эткинд в «Открытой библиотеке»: о мате, культуре, женщинах и феномене «Ленинграда»

Группа «Ленинград» – это Пугачёва за кулисами 

Александр Эткинд: Впервые в таком масштабе и жанре ты (прим.ред.: Александр Эткинд обратился к Сергею Шнурову) дал голос женщине. Матерится у тебя женщина. Или ты материшься, когда рассказываешь о женской судьбе, о женской доле. Все последние клипы – это развивающийся сюжет. Группа «Ленинград» – о тяжёлой женской доле. 

Ведущий: Сразу после Пугачёвой. 

СШ: Группа «Ленинград» – это Пугачёва за кулисами. Не та Пугачёва, которая небожитель, а та, которая после концерта пришла в гримёрку и поёт своей домработнице о тяжёлой судьбе без лабутенов. 

Сергей Шнуров и Александр Эткинд в «Открытой библиотеке»: о мате, культуре, женщинах и феномене «Ленинграда»

Времена сильной женщины 

СШ: Мы живём во времени сильной женщины. Женщина сейчас является тем самым двигателем вплоть до экономики. Все новые коллекции «Прада» и «Гуччи» делаются в основном для женщин. Мужчины этим не интересуются. Новые автомобили: мужчине достаточно было чёрных «Жигулей»… Мы оказались в женском мире! И женщины, конечно же, стали пассионарными. Культура становится во многом обращена к женщинам. Даже если сейчас посмотреть, можно понять, что здесь женщин будет в полтора раза больше, чем мужчин. 

По большому счёту, это всё про бытовуху. Если мы обратимся к Высоцкому, то это тот актуальный язык и та актуальная проблематика, которая была присуща 70-м годам в Советском союзе. Популярная музыка всегда обращена к этим речевым оборотам, к просторечию. Это симуляция народного творчества, попытка написать народную песню «Эй, мороз-мороз». Сейчас «мороз» никого не волнует. 

Сергей Шнуров и Александр Эткинд в «Открытой библиотеке»: о мате, культуре, женщинах и феномене «Ленинграда»

Об эсхатологическом восторге 

АЭ: Ты употребляешь в своих интервью замечательное выражение «эсхатологический восторг». Расскажи о нём. 

СШ: Эсхатологический восторг – это наиболее адекватный перевод слова «п****ц». «П****ц» –  это не всегда плохо. Это событие яркое и большое. Скорее всего, пограничное, связанное с экзистенцией. И это перевод, ведь не могу же я на «Первом канале» говорить, что я – певец п****ца. Поэтому я говорю: я певец эсхатологического восторга. Слово «п****ц» как раз и есть такой бесповоротный конец.

Сергей Шнуров и Александр Эткинд в «Открытой библиотеке»: о мате, культуре, женщинах и феномене «Ленинграда»

Как связаны «Ленинград» и Владимир Сорокин 

СШ: Если вспоминать становление нашего краснознамённого коллектива, всё началось с альбома «Дачники», который был написан под впечатлением от работы Сорокина «Норма» в эпистолярном жанре. «Ленинград» наследует Сорокина напрямую. Когда я писал альбом, то не был с ним знаком. 

Сергей Шнуров и Александр Эткинд в «Открытой библиотеке»: о мате, культуре, женщинах и феномене «Ленинграда»

Достоевский не знал, что есть ещё наркоманы 

Ведущий: Достоевский говорил о том, что мат – это язык пьющей России. И чем больше народ пьёт, тем больше он матерится. 

СШ: Достоевский не знал, что есть ещё наркоманы. В принципе, наркоманы тоже матерятся. Насколько я вижу, действительно в России пьют. Но не только в России. Если отъехать буквально 350 км, там всё прекрасно с этим. И никакой Достоевский про финнов ничего подобного не говорил. Хотя тогда Финляндия была в составе Российской империи. 

 

Следующие «Диалоги» пройдут в конце апреля.

 

Автор: Надежда Дроздова
 

Новости партнеров: