Ирина Комолова: Госуправление — отлаженная система, а чиновники в ней — механизмы

31.03.2017 13:40 280
Ирина Комолова, помощник депутата Оксаны Дмитриевой, о невозможности сменить систему, помощи гражданскому обществу и о том, как переиграть систему.

Кандидатура Ирины Комоловой выдвигается на конкурс «Петербургский чиновник» уже второй раз. Мы решили расспросить Ирину о ее работе на должности госслужащего и узнали, как управленческое образование может помочь бороться за справедливость.


С 2007 по 2011 годы Ирина Игоревна была депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по Петродворцовому району, сегодня она помощник депутата Законодательного Собрания Оксаны Дмитриевой.

Политическую деятельность Ирина Комолова начала в студенческие годы. Принимала активное участие в воссоздании в Санкт-Петербурге городской организации ВЛКСМ, до 1997 года была первым секретарем горкома Российского Комсомола. Почти 20 лет активно работала в КПРФ — от секретаря первички до члена бюро горкома. Являлась редактором сайта горкома КПРФ и газеты «Правда Питера». Организовывала многочисленные акции по защите социальных, трудовых и гражданских прав жителей Санкт-Петербурга. Но все это — в свободное от работы время. А из официального трудового стажа более 10 лет она отдала гражданской службе.

О личном опыте государственной службы и политической деятельности

Сегодня я помощник депутата Законодательного Собрания Оксаны Дмитриевой, советник государственной гражданской службы Санкт-Петербурга 2 класса. Основными моими задачами являются работа с жалобами и обращениями граждан, подготовка и анализ законопроектов, а также информационная работа в соцсетях. Немало сил тратится на «отработку» горячих тем, волнующих весь город — таких как ситуация вокруг Исаакиевского собора, борьба с «уплотнительной застройкой» или защита городских парков. Тут приходится составлять грамотные запросы в органы исполнительной власти разных уровней, готовить проекты нужных решений, «добывать» нужную для этого информацию.

К сожалению, люди часто обращаются за помощью к депутату в последнюю очередь, когда уже слишком поздно, и вопрос решен уже либо в суде, либо в соответствии с законом, который не всегда действует в интересах конкретного гражданина. Депутаты стараются помочь им, но они не могут действовать вопреки действующему законодательству и не могут отменять судебное решение. Поэтому чем раньше граждане информируют депутата о проблемах, тем выше шансы отстоять их права.

Конечно, принципиальным, оппозиционным депутатам работать сложно. Нередко приходится идти на компромисс с политическими противниками, договариваться с чиновниками ради людей, которые тебя избрали. Избирателям, как правило, не важно, какой ты оппозиционер, они хотят помощи в решении насущных вопросов — с жильем, с благоустройством, с работой ЖКХ. А если депутат активно выступаете против большинства во власти, будьте готовы к трудностям. Его, конечно, не преследуют и не угрожают, но редко идут навстречу, например, в вопросах выделения бюджетных средств для строительства на его территории нужных жителям объектов или в поддержке его законопроектов и инициатив. Но, конечно, депутат гораздо более свободен в озвучивании своей политической позиции, чем простой госслужащий, например, помощник депутата. Формально, по Федеральному закону о государственной гражданской службе любой госслужащий (кстати, депутат им не является) не имеет права «допускать публичные высказывания, суждения и оценки … в отношении деятельности государственных органов, их руководителей..». То есть помощник оппозиционного депутата, чаще всего и сам — активист той или иной оппозиционной партии или организации – стоит перед дилеммой: либо выступить на митинге против решения властей и быть уволенным, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной карьеры.

Высшее управленческое образование — двуликий Янус

Высшее образование госслужащего открывает две перспективы. Вы можете стать чиновником. Но учтите, что госуправление — отлаженная Система, а чиновники в ней — механизмы. Вы не поменяете систему. Скорее заменят вас, если вмешаетесь в ее работу. Чиновники руководствуются действующим законодательством, которое они же и правят. И понятие гражданского долга тут часто трактуется, как верность начальству. Поэтому здесь ценят исполнительность и смирение, а не идеалы и мечты о народном счастье. И это не хорошо и не плохо, это — данность. Ведь любая система управления заботится прежде всего о самосохранении и борется с теми, кто ее расшатывает изнутри.

Второй вариант — для романтиков. Качественное управленческое образование полезно для понимания того, по какими законам работает государственная машина. Важно знать, как чиновники думают и чем руководствуются, принимая решения. Нужно досконально изучить законодательство и нормативную базу. Этими знаниями вы поможете людям представлять, защищать и продвигать интересы перед государством. Ведь простые граждане зачастую не знают, к кому обращаться со своими проблемами, и как сделать так, чтобы их не «отфутболивали».

Понимая принципы госуправления, вы можете принести огромную пользу гражданскому обществу, переиграть чиновников на их же законодательно-нормативном поле и заставить их принять решение на пользу тому сообществу, интересы которого вы лоббируете — например, защитников окружающей среды, профсоюзных активистов или просто инициативной группы, выступающей против непродуманной, захватнической застройки. Способов много: участие в общественном контроле, в комиссиях и рабочих группах при органах власти в качестве представителя общественности или эксперта, организация тренингов для общественных активистов, информирование граждан о важных событиях, частная юридическая практика и т.п.

Допустим, у вас в районе на месте парка начинается непонятная стройка. Жители недовольны. Власти объясняют им, что вопрос застройки зеленой зоны утверждали на открытых слушаниях. Когда и где эти слушания проходили, кто в них участвовал и что теперь делать — граждане не знают. Но если вы разбираетесь в процедурах согласования проектов строительства и можете найти там «лакуны» или, скажем так, неаккуратно подготовленные решения с отсутствием внятных обоснований, которые требуются по закону, вы сумеете это доказать, и чиновникам придется отменить решение.

Так нам удалось добиться отмены возведения многоэтажного жилого комплекса близ Петергофа. При согласовании проекта не приняли во внимание, что будущий ЖК отрезан от остального города железнодорожными путями, к нему ведет одна дорога с наземным ж/д-переездом. Там и без комплекса каждый день чудовищные пробки. Нужно строить виадук, но этот вопрос пока только обсуждается. Власти приняли во внимание проблемы с инфраструктурой и проект был закрыт.

О тенденциях развития госуправления в России

Госуправление в России, на мой взгляд, пока развивается только в одном направлении — усилении роли исполнительной власти в ущерб законодательной и судебной.

Законодательное Собрание Петербурга — орган законодательной власти. Но все последние созывы депутаты регулярно принимали законы с одинаковым названием «О разграничении полномочий органов государственной власти в области…», передавая полномочия органам исполнительной власти. И даже контрольные функции парламенту исполнять все сложнее — получить серьезную отчетность о работе исполнительной власти весьма затруднительно.

Эта плохая тенденция. Я считаю, что так исполнительная власть ставит себя в безвыходное положение — она взвалила на себя все полномочия и должна отвечать за все ошибки и глупости. Эти ошибки накапливаются, и начинается поиск виновных: врагов народа, «нацпредателей», «иностранных агентов» и так далее.

По моему мнению, для нашего государства было бы лучше не только выровнять — как положено по Конституции — права всех ветвей власти, но и допустить до реальной выработки и принятия решений оппозицию. Но пока они лишь туже завинчивают пружину властной вертикали.

Беседовал Артем Новиков, пресс-секретарь СЗИУ РАНХиГС.

Материалы по теме: