Что такое социально ответственный бизнес

06.01.2014 07:25 1050
Понятия социальной ответственности бизнеса и социально-ответственных

Понятия социальной ответственности бизнеса и социально-ответственных организаций все шире входят в деловой и повседневный оборот в сегодняшней России. Однако зачастую под этими терминами понимают лишь очень ограниченный перечень мероприятий, которые реализуются предприятиями со стабильным финансовым положением. Безусловно, и соблюдение трудовых прав работников, и защита окружающей среды, и благотворительные акции являются элементами социальной ответственности, но эти элементы представляют собой далеко не полный перечень той работы, которую должно проводить предприятие, претендующее называться социально ответственным. Постараемся разобраться в этом вопросе более подробно.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что работа в этом направлении не должна проводиться хаотично или от случая к случаю. На сегодняшний день существуют общепризнанные международные документы, которые позволяют организовать работу по повышению социальной ответственности на основе системного подхода. Здесь следует упомянуть такие международные стандарты, как «Социальная ответственность» SA 8000:2001, а также стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (ИСО) – ISO 26000:2010. Последний заслуживает особого внимания, поскольку, во-первых, он представляет собой наиболее детальное руководство по социальной ответственности, а во-вторых, национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности», введенный в действие с 15 марта.2013 года, идентичен данному международному стандарту.

Согласно ГОСТ Р ИСО 26000-2012, под социальной ответственностью понимается ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

- содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

- учитывает ожидания заинтересованных сторон;

- соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

- интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях.

Социальная ответственность в организации должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:

1. Подотчетность – подразумевает подотчетность организации за ее воздействие на общество, экономику и окружающую среду;

2. Прозрачность – организации следует быть прозрачной в ее решениях и деятельности, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду;

3. Этичное поведение – поведение организации должно основываться на таких ценностях, как честность, справедливость и добросовестность. Эти ценности подразумевают заботу о людях, животных и окружающей среде, а также обязательство реагировать на воздействие, которое ее деятельность и решения оказывают на интересы заинтересованных сторон;

4. Уважение интересов заинтересованных сторон – организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы ее заинтересованных сторон;

5. Соблюдение верховенства закона;

6. Соблюдение международных норм поведения – организации следует соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства закона. (В странах, где законодательство или его применение не обеспечивает минимальных экологических или социальных ограничений, организации следует стремиться соблюдать международные нормы поведения);

7. Соблюдение прав человека.

Работа по внедрению на предприятии изложенных принципов начинается с фундаментальных практик социальной ответственности, а именно, с признания организацией своей социальной ответственности и с идентификации своих заинтересованных сторон, а также со взаимодействия с ними. Этот этап иллюстрируется следующим рисунком:





















Для сферы социальной ответственности в целом определены следующие основные темы, которые взаимосвязаны в рамках целостного подхода:

- организационное управление;

- права человека;

- трудовые практики;

- окружающая среда;

- добросовестные деловые практики;

- проблемы, связанные с потребителями;

- участие в жизни сообществ и их развитие.
























Каждая из основных тем содержит спектр проблем, связанных с социальной ответственностью. Например, социальное ответственность в сфере трудовых практик подразумевает решение проблем найма и трудовых отношений, условий труда и социальной защиты, социального диалога, охраны труда и безопасности на рабочем месте, развитие человеческого потенциала и обучения на рабочем месте. В то же время, добросовестные деловые практики подразумевают решение проблем противодействия коррупции, ответственного вовлечения в политику, честной конкуренции, пропаганды социальной ответственности в рамках сферы влияния, уважения прав собственности.

Из кратко приведенных выше принципов и тем социальной ответственности видно, что к организации, претендующей называться социально ответственной в полном смысле этого термина, предъявляются очень высокие требования, которые невозможно выполнить без системной и достаточно трудоемкой работы. Представляется, что именно этим и обусловлено относительно малое количество предприятий на территории Российской Федерации, которые до настоящего времени продекларировали свою приверженность принципам социальной ответственности в соответствии с положениями стандарта ISO 26000:2010.

Тем не менее, в ближайшие годы следует ожидать постепенного роста количества социально-ответственных предприятий на территории России, поскольку социальная ответственность может дать организациям многочисленные преимущества, основными из которых являются:

- обеспечение более информированного принятия решений на основе лучшего понимания ожиданий общества, возможностей, связанных с социальной ответственностью;

- улучшение репутации организации и обеспечение большего доверия общества;

- улучшение конкурентоспособности организации по сравнению с ее конкурентами, включая доступ к финансам и статус «привилегированного партнера»;

- улучшение отношений организации с заинтересованными сторонами и ее способности для инноваций, за счет большей открытости новым перспективам и контакта с широким спектром разнообразных заинтересованных сторон;

- повышение лояльности работников, повышение безопасности и здоровья трудящихся – и женщин, и мужчин – и положительное воздействие на возможность организации привлекать, мотивировать и удерживать работников;

- обеспечение экономии, связанной с более высокой производительностью и ресурсоэффективностью, более низким потреблением энергии и воды, уменьшением образования отходов;

- отсутствие коррупции;

- предотвращение или ослабление потенциальных конфликтов с потребителями относительно продукции или услуг;

- вклад в долгосрочную жизнеспособность организации за счет содействия устойчивости природных ресурсов и экологических услуг.

В заключение хочется отметить, что принципы и темы социальной ответственности оказываются применимы как для крупных организаций, так и для средних и малых предприятий любой формы собственности. Для всех организаций, желающих устойчиво и динамично развиваться, признание своей социальной ответственности является одним из ключевых факторов успеха.

Марат Рудаков, профессор, доктор технических наук 

Фото: ilo.org (Международная организация труда)

Новости партнеров: