О петербургском вандализме с лирическими нотками

24.04.2017 19:57 1120
Северная столица страдает от вандализма глупцов, которые творят беспредел на волне романтики и надежд. На проблему обратила внимание замдиректора по науке Государственного музея городской скульптуры Надежда Ефремова.

 

Акты вандализма по отношению к памятникам и историческим объектам Петербурга, совершенные с желанием оскорбить горожан, к счастью, постепенно уходят в прошлое. Но говорить о культурном росте населения  в целом все еще не приходится. Северная столица страдает от вандализма глупцов, которые творят беспредел на волне романтики и надежд. 

Сохранять год за годом наследие прошлого, бережно ухаживать за шедеврами пластического убранства Петербурга реставраторы давно научились. И труд этот для многих специалистов был бы благодарным и приносящим радость, если бы не противодействие со стороны легкомысленных или чрезмерно романтичных вандалов, которые норовят взгромоздиться на памятник верхом, потереть «на удачу» шедевр архитектуры до жирного блеска или что-нибудь оторвать от скульптуры себе на память.

Верхом на грифоне

 «Бывает очень обидно, когда все наши усилия сводятся на нет, - рассказывает замдиректора по науке Государственного музея городской скульптуры Надежда Ефремова. – Уже сложился целый список многострадальных объектов. Расположены они в центре города. Например, на знаменитых конях Клодта граждане висят гроздьями, обрывая уздечки. На кованых постаментах оставляют различного рода граффити. За сезон к коням Клодта приходится обращаться по пять-шесть раз, поскольку они часто находятся в зоне «внимания» вредителей».

Специалист рассказывает, как сложно убрать даже мелкие рисунки и надписи с постамента. Кованый гранит – это гранит  с мелкими насечками и вычистить из глубины камня краску, которая была туда загнана из баллончика под давлением проблематично. Вернуть все на 100% в первозданный вид почти невозможно.

О петербургском вандализме с лирическими нотками

Залезть на спину каменному льву или взгромоздиться на грифона – уже почти обязательная часть «аттракциона» для недалеких туристов, да и не только туристов. Золото на крыльях грифонов на Банковском мосту влечет неудержимо. Сусальное золото со скульптуры никого не обогатит, в руках оно превращается в труху. Но золотой блеск, желание дотронуться до крыльев или залезть на спину грифону людей не оставляют. Якобы от подобных действий можно поймать неимоверную удачу. Подобные глупости крайне раздражают специалистов. Отдельные претензии высказывают реставраторы к лиричным публикациям в газетах и журналах, советующих тот или иной объект потереть «на удачу» - например, для удачной сдачи экзаменов.

«Издания провоцируют акты вандализма»

Надежда Ефремова предлагает посмотреть хотя бы на памятник Петру I архитектора Растрелли: «Обратите внимание, что происходит с барельефами на постаменте памятника. Петр спасает тонущего матроса. Зрителю повернута пятки этого матроса. Смотрите до какого зеркального, желтого блеска отполирована руками людей эта бронза. А ведь бронза не просто так патинируется. Искусственная патина – это слой, который защищает бронзу от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Когда снимают, причем совершенно варварским способом , эту патину, то все загрязнения, осадки попадают непосредственно на открытую бронзу. Бронза начинает болеть. Есть даже такой термин «бронзовая болезнь». Материал в итоге теряет авторскую проработку форм. Это очень печально».

О петербургском вандализме с лирическими нотками

Маниакальное желание потереть пятку объясняется растиражированной легендой, что это действие принесет удачу. Кто-то узнает о подобных «традициях» из СМИ. «Часто издания провоцируют акты вандализма, подавая их с такой лирической подоплекой», - разочарована Надежда Ефремова. По ее мнению, подобные легенды достойны насмешки и сарказма, а не тиражирования.

Вандализм продиктован незрелостью людей

Возможно, до людей дойдет вся бессмысленность и вред от подобных действий. К счастью, желание что-то потрогать или даже сломать, сегодня в гораздо меньшей степени продиктовано меркантильными соображениями, как это было в 90-х, или проявлениями национализма, которые ранее тоже имели место.

«Хочется сказать относительно города. В Петербурге за последние лет восемь случаев, когда есть вандализм ярко выраженный неофашистский, не зафиксировано. Зафиксированы чисто хулиганские поступки. Более шести-семи лет мы не наблюдаем такие вещи в принципе фашистская символика», - комментирует директор специализированной службы Петербурга по вопросам похоронного дела Андрей Молдованов, нередко сталкивающийся с явлением вандализма на территориях городских кладбищ и мемориалов. «Я склонен считать акты вандализма проявлением хулиганства и незрелости в поведении людей», - резюмирует Молдованов.

Юлия Медведева

Материалы по теме: