Юристы: Граждане должны заниматься самообразованием, чтобы не оказаться втянутыми в мошеннические схемы

25.04.2017 17:52 154
Юристы о том, что делать, если закон РФ «О защите прав потребителей» нарушается в части навязывания дополнительной услуги.

На днях Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области поставил точку в споре Роспотребнадзора и аквапарка «Питерлэнд», руководство которого, как выяснилось, запрещало посетителям проносить с собой продукты питания и напитки, вынуждая тем самым пользоваться услугами кафе. Служителями Фемиды эти действия были расценены как ущемление прав потребителей. На компанию был наложен штраф в размере 10 000 рублей. Однако правонарушение признано малозначительным, административные санкции - отменены. 

НЕВСКИЕ НОВОСТИ обратились к экспертам с просьбой объяснить, что делать, если закон РФ «О защите прав потребителей» нарушается в части навязывания дополнительной услуги.

«Если нарушаются права в части навязывания дополнительных услуг, то первоначальным этапом является уклонение от их исполнения на добровольном уровне. Если навязывание со стороны организации продолжается, а потребитель поставлен в такую ситуацию, что без оказания дополнительных услуг ему не будет оказана основная, то необходимо обратиться к руководству данной компании с претензией.

В свою очередь, если руководство компании также не предпринимает никаких действий для исправления ситуации, то единственным вариантом для потребителя остается жалоба в Роспотребнадзор или прокуратуру в том случае, если был причинен имущественный вред. Вообще, обращаться в таких случаях всегда стоит в Роспотребнадзор, только у них достаточно полномочий для реализации функционала и защиты прав потребителей», - говорит Сергей Воронин, адвокат, управляющий партнер ООО «Правовое решение».

В свою очередь адвокат и управляющий партнер Юридической Компании «Вотум» Сергей Ледовских рекомендует определенную последовательность действий в случае, если права потребителя все же были нарушены.

«Согласно п.2 ст.16 «Закона о защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров, работ или услуг обязательным приобретением других. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Согласно п.3, ст.16 «Закона о защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то вправе потребовать возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При защите прав потребителя последовательность действий должна быть следующая: необходимо обязательно изучить договорные условия, определиться с продавцом об условиях покупки и возможность отказа от дополнительно предлагаемых товаров и услуг. В случае возникновения спорной ситуации обратиться с жалобой к администрации. При невозможности решения спора на месте, составить письменную претензию в двух экземплярах, один из которых отослать с уведомлением руководителю организации продавца, а второй оставить у себя.

При невозможности решения спора с руководством организации, обратиться в организации, занимающиеся защитой потребительских прав (Роспотребнадзор и прокуратуру); для аргументированной защиты своих прав покупатель должен иметь доказательства их нарушения. К ним можно отнести вещественные и документальные доказательства, аудио и видеозаписи, свидетельские показания и прочее.

В случае обращения в судебные органы для решения спора составляется иск, который можно подать самостоятельно или через своего представителя. Иск подается по месту проживания потребителя или в районе расположения организации продавца».

Ранее президент РФ Владимир Путин предложил разработать стратегию государственной политики в сфере защиты прав потребителей. В этой связи он видит необходимость в проведении широкой просветительской работы. 

«Электронная коммерция стремительно растет, привлекая большим выбором товаров, лучшими ценами, удобством самих покупок. При этом на людей обрушивается лавина рекламы, далеко не всегда достоверной. Нередко отсутствует полная информация о продавцах, исполнителях, компаниях, осуществляющих сбор заказов и их доставку; в таких случаях велика вероятность некачественных товаров и сомнительных услуг», - приводит ТАСС слова Путина.

Однако, по словам судебного юриста Дениса Ульянова, одной просветительской работы недостаточно. Граждане должны заниматься в первую очередь самообразованием, чтобы не оказаться втянутыми в мошеннические схемы. 

«Одним из ярких примеров навязывания услуг является то, что заключении договора КАСКО (страхование автомобилей или других средств транспорта от ущерба, хищения или угона, - прим.ред) обязательно требуют от потребителя страхование жизни, имущества, хотя это никак не связано с данной услугой. И именно при отказе застраховать свою жизнь, ему просто в ответ отказывают в оказании услуги. Получается в данном случае, что приобретение одних услуг обусловлено приобретением других.

В законе («О защите прав потребителей», - прим.ред) действительно есть существенные недостатки. Кроме того, законы принимаются, исходя из добросовестности, а нужно наоборот, исходить из недобросовестности. Но чтобы себя защитить, необходимо в первую очередь заниматься самообразованием».

Материалы по теме: