Российские ученые вычислили, по какому принципу работает "сарафанное радио"

16:24 04.05.2017 2130
Петербургские математики объяснили механизм работы так называемого сарафанного радио.

Математики из Санкт-Петербурга с помощью новой программы объяснили, как работает "сарафанное радио". Новая разработка помогает предсказывать вирусное распространение информации не только в социальных сетях, но и по телефону. Свое исследование ученые опубликовали в Journal of Computational Science.

Александр Вишератин из Университета ИТМО рассказывает, что в разработанной модели действует человеческий фактор - абонент может забыть информацию сразу же после обсуждения, если она не ценна и не важна для него. Цепь "сарафанного радио" может прерваться не только не первом услышавшем новость абоненте, но и на других, кого она не заинтересует. 

"Мы учли это и создали формулу, определяющую вероятность передачи информации между агентами".

Программисты из северной столицы в команде с коллегами-математиками считают, что у каждого человека есть свой набор связей с окружением — часть из них сильнее, другая – слабее. При какой-то внештатной ситуации абонент может передать информацию всем контактам, отдавая приоритет более важным.

Исследователи обнаружили всего три типа участников сетей — это обычные люди, "занятые" и организаторы. Для последних характерны звонки обычным и занятым людям, но разговоры между ними бывают короткими. Обычные же люди - их 94% - звонят реже, говорят дольше и чаще обращаются к контактам из своего ближнего круга.

Скорость распространения информации зависит от темы и от типа звонка. Например, если новость сперва попала к "организаторам", она распространится быстрее. Основываясь на этих данных, исследователи высчитали формулу, позволяющую предсказать вероятностью распространения информации.

Ученые считают, что в кризисных ситуациях "сарафанное радио" может стать единственным источником информации, а в других случаях - дезинформации. Это явление часто провоцирует панику или перегрузку сетей, но все негативные последствия можно ликвидировать, если знать, как как распространяется информация.

Новости партнеров: