Ислам в России: откуда может прийти беда?

23.05.2017 17:11 550
В полирелигиозном государстве следует внимательно отнестись к нуждам представителей всех основных конфессий. В противном случае экстремистские организации и сторонники архаичного ислама могут сделать «пренебрежение к мусульманам» оружием против государства.

В последнее время государственно-конфессиональные отношения в России становятся все крепче. Что касается взаимодействия между государством и православными религиозными организациями, то его усиление видно невооруженным глазом. Но и мусульмане рассчитывают на внимание со стороны властей. В свете того, что во многих европейских странах нерешенные со сторонниками ислама вопросы приводят к кризису и опасным последствиям, стоит внимательнее отнестись к запросам наших соотечественников-мусульман.

Примерно в таком ключе прозвучало в рамках Петербургского международного юридического форума выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамира Мухетдинова. Он придерживается мнения, что в полирелигиозном государстве следует внимательно отнестись к нуждам представителей всех основных конфессий. В противном случае экстремистские организации и сторонники архаичного ислама могут сделать «пренебрежение к мусульманам» оружием против государства.

Так исторически сложилось, что в Российской Федерации значительное количество граждан исповедуют ислам. И речь идет не только о Татарстане, Башкортостане или Чечне. Москву, насыщенную православными храмами, многие называют «мусульманской столицей Европы». «Да, в Москве проживает по разным оценкам до трех миллионов мусульман. И кто говорит, что их 500 тысяч? Выйдите на любой рынок, зайдите в любой спальный район города Москвы и посмотрите, как набирают школьников в первый класс наших спальных районов – хорошо, если там будут две русские православные фамилии. Остальные – мусульмане», - такую статистику озвучил Дамир Мухетдинов.

Количество мусульман в Петербурге, судя хотя бы по празднованию Курбан-байрама и Ураза-байрама, в городе на Неве тоже велико. Значительная доля мусульман – граждане российских городов, у них российские паспорта, она платят налоги в казну РФ и их дети ходят в российские школы. Почему их интересы зачастую оказываются в тени, задает вопрос представитель Духовного управления мусульман.  

«В России 25 миллионов мусульман. Ислам очень быстрорастущая религия. Мусульманское самосознание развивается стремительно. Если в 90-е годы на территории всей Российской Федерации действовало 116 мечетей, то на сегодняшний день это 8 тысяч храмов. То есть, за 25 лет восстановлена инфраструктура, которая почти в сотни раз превышает то, что было на момент распада Светского Союза. Отсюда огромный рост мусульманского сознания, плюс ежегодный миллионы мигрантов прибывают из Средней Азии, Закавказья и из других регионов. И сотни тысяч людей получают в дальнейшем паспорта граждан Российской Федерации и оседают в этой стране, - говорит Дамир Мухетдинов.-

Мусульмане не могут понять, почему они, будучи гражданами государства, такими же налогоплательщиками, соблюдающими законы, не могут элементарно построить мечеть в каком-либо крупном мегаполисе? Почему они должны постоянно молиться на газетах, причем с портретом Владимира Владимировича Путина, и происходит это в лужах, в грязи, под снегом. И картинка не меняется десятилетиями».

При этом было отмечено, что российские мусульмане, представители старшего поколения, видят, как много было сделано в отношении мусульман и для развития религии с 90-х годов. Но вот в умах представителей молодого поколения картинка складывается с трудом. Проблема, в том числе, в неоднозначных действиях властей, которые, с одной стороны, стараются прививать традиционные ценности детям, а с другой – не дают им возможности реализовывать заложенные принципы и нормы в реальной жизни: совершать намаз, иметь в близком доступе мечеть, есть халяльную пищу и так далее.

«С одной стороны, мы как государство говорим о необходимости введения с первого по 11 класс основ православной культуры, основ мусульманской культуры, сами хотим привить религиозные ценности. Но потом мы говорим – извините – в хиджабе в школу нельзя ходить, а намаз к жизни светского государства никакого отношения не имеет. То есть, с одной стороны предпринимается попытка воспитывать веру и традицию в душах наших детей, а с другой стороны это запрещается. Или это касается только мусульман? Тогда у мусульман, особенно молодого поколения, возникает очень болезненный вопрос, а какое место российским мусульманам и исламу вообще в общей системе координат и в нашем государстве?» – комментирует ситуацию представитель ДУМ.

Более того, эта проблема имеет нехорошую перспективу перерасти в конфликт. Экстремистские организации и сторонники архаичной трактовки ислама готовы дать молодым мусульманам свои ответы на вопросы, которые игнорируют власти. Сторонники такой организации как ИГИЛ (экстремистская организация, запрещенная в РФ) говорят о крахе европейских систем и предлагают строить свое государство не на основе законодательства, а на нормах Корана. Речь при этом идет о совершенно архаичной трактовке Корана.

 «Мусульманам говорят, почему бы нам не построить сугубо мусульманское общество, которое будет зиждиться не на основе светского права и законодательства, а на основе только Корана? Да, у него средневековая форма прочтения – 7-9 века. Но она восходит как минимум к пророку Мухаммеду. Если вы считаете Коран и слова пророка Мухаммеда аутентичными текстами, значит то, что было ими сказано в раннем средневековье – истина в последней инстанции, - поясняет мысль Дамир Мухетдинов. –  

Когда мы видим, что на Ближнем Востоке берут в плен женщин, возрождается такой феномен как рабство, когда Абу Бакр аль-Багдади, лидеру Даиш, говорят, вы творите вещи, которые не сопоставимы с религией, он отвечает – извините – так написано в Коране, так написано в сунне пророка Мухаммеда, об этом говорят религиозные деятели. Он восстанавливает ту правовую структуру, которая имела место в раннем средневековом мусульманском обществе».   

Когда государство не успевает адекватно регулировать отношения, мусульмане становятся жертвой вербовки именно тех радикалов, которые говорят – что же ваше государство, или что ваше официальное духовенство делает для вашей интеграции в правовое пространство? Молиться вам негде, хиджабы вам надевать не разрешают, о халяльном питании вы не должны мечтать. Эти «аргументы» без объяснения сопутствующих вещей, становятся приманкой для молодых людей.

Естественно, речь не идет о том, чтобы на государственном уровне разрешить все или все запретить. Но во-первых, нужно внимательно относиться к нуждам разных представителей полиэтнического и поликонфессионального общества в стране. А во-вторых, вводя то или иное разрешение, равно как тот или иной запрет, надо предварительно тщательно просчитывать вероятные последствия. Баланс очень хрупкий.

Юлия Медведева

Материалы по теме: