Инженер Polytech Solar: Проекты, подобные строительству солнцемобиля, редко поддерживают крупные корпорации

24.05.2017 17:26 805
Главный инженер проекта Самвел Аветисян рассказал о реализации идеи по созданию уникального транспорта.

 

Накануне Министерство промышленности и торговли сообщило, что оказывает информационную поддержку по поиску спонсоров проекту первого солнцемобиля в России. Над его разработкой с декабря 2015 года трудится команда Polytech Solar на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Речь идет об электромобиле на солнечных батареях по форме напоминающем «катамаран»; его вес не превышает 200 кг, а максимальная скорость – 150 км/ч. 

Главный инженер проекта Самвел Аветисян рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что уже к июлю планируется завершить все работы по созданию уникального транспорта. Именно на этот период времени запланировано участие команды в соревнованиях Bridgestone World Solar Challenge в Австралии в октябре 2017 года и American Solar Challenge в США в 2018-ом.

У кого и когда появилась мысль воплотить такую масштабную идею в жизнь?

Мы начали работать в декабре 2015 года под руководством Жени Захлебаева, который до этого времени два года занимался созданием автомобиля для инженерных соревнований «Формула студент». И когда все было закончено, инженеры понимали: надо строить что-то новое. Было несколько вариантов, но выбор пал на Solar. В тот момент я занимался возобновляемой энергетикой, и мне Женя предложил ознакомиться с проектом. Все понравилось, тем более что тема моей кандидатской работы – «гибридные системы электроснабжения солнечных электромобилей». Это стопроцентное попадание в проект, поэтому я сказал однозначное «да».

С декабря по март включительно мы пытались получить добро от вуза: делали план проекта, составляли смету, презентацию, защищали ее перед ректором, получали помещение. Когда было получено добро, мы начали собирать остальную команду. Сразу присоединились три человека из «Формулы», но мы также повесили объявление, продолжая набирать людей среди студентов. На собеседование к нам пришли около ста человек, из них мы отобрали 25 самых талантливых. И тут начались первые трудности - нам не хватало информации. Оказалось, что ее не найти в российском интернете; об иностранном опыте тоже практически ничего. Никто свои секреты не раскрывает, только общие слова. И нужно было понять, как и из чего строить.

В воздухе витали пессимистические настроения? В самом начале пути, когда только формировались идеи, думали ли вообще, что все сбудется?

Мы живем в состоянии проблемы - у нас постоянно что-то случается. Начиная с того, что нам не дают помещения и мы их «выбиваем» через руководство вуза, и, заканчивая тем, что нам не дают свет четыре дня подряд, и мы вынуждены разбираться в этом самостоятельно. У нас постоянные срывы сроков поставки, проблемы на таможне… И мы в этом цейтноте работаем, но я не помню, чтобы было общее падение духа. Главное, если кто-то в команде начинает унывать – общими усилиями настроить его на позитивный лад.

Расскажите, кто вас поддерживает, кроме Министерства промышленности?

Министерство промышленности общается с нами уже несколько месяцев, и есть надежда, что уже вскоре дело сдвинется с мертвой точки. Насколько мне известно, были также написаны письма в крупнейшие отечественные автомобильные корпорации – «Роснано» и другие компании, которые занимаются инновациями или автомобилестроением. Но пока нас никто так и не поддержал.

По опыту могу сказать, что чаще всего готовы помогать не огромные корпорации - в них очень сложно и долго принимаются решения, а небольшие компании во главе с директорами, которые помнят себя молодыми энтузиастами с новаторскими идеями, реализация которых, несомненно, требовала поддержки. Вот они действительно открыты к сотрудничеству! Нам часто помогают некрупные компании и небольшими суммами, порой даже бесплатно или со значительными скидками делают какие-то вещи, и мы им очень благодарны за это.

Расскажите подробнее о технических характеристиках электромобиля?

Корпус автомобиля состоит из композитных материалов. В России некоторые компании занимаются производством корпусов из углеволокна, но в основном это военный сектор, а он является закрытым. Поэтому мы не можем ни советоваться с ними, ни консультироваться, ни использовать их оборудование. Соответственно, опять приходилось все изучать самим. Солнечные панели – поставщик энергии. Мы хотели сначала взять в партнеры-производители российскую компанию, но, к сожалению, их КПД оказался ниже, чему у иностранных аналогов - плюс они были дороже. И так получилось со многими компонентами.

Вообще изначально при создании плана проекта, мы делали упор на том, что основные составляющие солнцемобиля будут российскими, и мы действительно постарались использовать как можно больше отечественных компонентов. Но в половине случаев российские аналоги оказывались дороже и хуже. Поэтому нам все же приходилось работать с иностранными компаниями.

А что на счет веса и максимальной скорости транспорта?

Максимальную скорость надо испытывать. С точки зрения расчетов пока мы никаких ограничений не видим. Но мы и не планируем разгоняться больше 150 км/час – это уже становится опасным. Машина слишком легкая, имеет форму крыла и может просто взлететь. Поэтому будет установлено ограничение по скорости. По общественным трассам Австралии мы будем ездить в районе 100-120 км/час.

Если тестирование и соревнования в Австралии пройдут успешно, то какие планы у команды на будущее?

Мы надеемся, что аэропорт «Пулково» позволит нам испытывать машину на технических проездах, которые идут вдоль посадочных полос – они очень длинные, ровные, отличный асфальт, нет трафика. Мы уже с ними общаемся - они сказали, что для принятия решения потребуется время.

В Австралии у нас будет полноценная гонка - три тысячи километров по пересеченной местности, а это настоящее ралли начала XX века, гонка на выносливость: из 40 стартовавших в прошлом году до финиша доехали лишь 23 команды. Практически половина авто просто сошли с дороги: загорелись, сломались, перевернулись в кювет. Мы поедем по пустыне через центр континента, понимаете? Там выбегают на дорогу кенгуру, переворачиваются фуры – настоящая «дорога смерти» в духе «Mad Max» (фантастический триллер «Безумный Макс», - прим.ред). Потом мы, безусловно, будем дорабатывать машину, потому что есть намерения ехать с ней еще на этап в Америке. Мы надеемся, что доработок будет немного.

Говоря о будущем, то я вижу, что ребята, которые к нам присоединились, начинают формироваться в отдельные коллективы. Они хотят связать свою жизнь с автомобилестроением или возобновляемой энергетикой.

Материалы по теме: