В США продажи новых автомобилей рухнули, а в России — выросли

06.06.2017 15:27 399
В апреле в американской экономике был зафиксирован спад реализации новых автомобилей на 4,7%. В России первый квартал показал рост производства «железных коней» и увеличение продаж.

В апреле продажи новых автомобилей в США упали на 4,7%, до 1,4 миллиона единиц, а сам месяц стал четвертым подряд, когда наблюдается сокращение количества реализованных «железных коней». Это означает, что 2017 год становится годом значительного изменения ситуации на автомобильном рынке страны после того, как он рос семь лет подряд, а за последние месяцы сократил средний темп роста в два раза.

Ожидается, что в текущем году будет продано лишь 16,9 миллиона автомобилей, а в следующем году — почти на один миллион меньше. И это при том, что в прошлом году американцы проехали за рулем автомобилей исторически рекордное количество километров, а повышенный спрос на бензин привел к его удорожанию в США на 20%.

Такую ситуацию можно связать с тем, что сам рынок автомобилей увязан с рынком автокредитования, а он имеет тенденцию к сокращению вместе с ростом базовой ставки ФРС США, которая в середине марта текущего года выросла до 0,75-1% годовых. Это привело к удорожанию и автокредитов. Ситуация стала настолько тревожной, что на последнем своем заседании, 3 мая, Комитет по открытым рынкам американского банковского регулятора пока не решился проголосовать за дальнейший подъем процентного уровня. Тем не менее, вероятность того, что в июне ставка будет поднята, составляет более 80%, а к концу года базовый процент ФРС США может вырасти до 1,375%.

Но волнение в ФРС США можно понять. Дело не только в том, что спрос на автомобили в Амепике — прямая производная от доступности кредитов на машины, но он определяется и тем, что четверть автомобилей покупаемых в кредит американцы используют в качестве залога для получения новых займов. Однако общая неопределенность относительно экономической политики США приводит и к сокращению интереса у потенциальных заемщиков и американских банков к подобным схемам использования кредитного автомобиля. Кроме того, впервые с момента кризиса 2008-2009 годов более одного миллиона американцев оказались недобросовестными плательщиками по взятым автокредитам, допуская значительную просрочку выплат.

Все это сулит возвращение «автомобильного» штата США — Мичиган — в депрессию. Во время аналогичного спада продаж Мичиган потерял за 2000-2010 годы 800 тысяч рабочих мест. Крупнейший город штата, Детройт, покинул 1 миллион 300 тысяч жителей из 2 миллионов горожан. Проблемы с автомобильной отраслью могут «утянуть» за собой и всю американскую промышленность, где объем заказов за первые четыре месяца текущего года был необычайно слабым: в марте он упал в шесть раз по сравнению с февралем текущего года.

В России ситуация выглядит наоборот позитивной: за I квартал производство легковых автомобилей подскочило на 23%, на чуть большую величину выросла и выдача автокредитов. В марте продажи новых «железных коней» в России оказались на 9,4% выше, чем за аналогичный месяц в прошлом году. Тенденция к росту была заметна и в апреле.

В результате, после спада на 11% в прошлом году российский автомобильный рынок с начала года демонстрирует явные признаки заметного роста: с начала года к маю он подрос более чем на 10% по наиболее популярным в нашей стране маркам, при этом результаты мая показали по этому направлению показали очень ускоренную динамику — более чем 20% прироста. В результате, сейчас в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 1,7 миллиона машин, а количество автомобилей в расчете на 1000 человек (326) соответствует уровням Берлина и Лондона.

 

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ

Материалы по теме: