Четверг, 07 июля 2022

19

Санкт-Петербург

В США продажи новых автомобилей рухнули, а в России — выросли

Ожидается, что в текущем году будет продано лишь 16,9 миллиона автомобилей, а в следующем году — почти на один миллион меньше. И это при том, что в прошлом году американцы проехали за рулем автомобилей исторически рекордное количество километров, а повышенный спрос на бензин привел к его удорожанию в США на 20%.

Такую ситуацию можно связать с тем, что сам рынок автомобилей увязан с рынком автокредитования, а он имеет тенденцию к сокращению вместе с ростом базовой ставки ФРС США, которая в середине марта текущего года выросла до 0,75-1% годовых. Это привело к удорожанию и автокредитов. Ситуация стала настолько тревожной, что на последнем своем заседании, 3 мая, Комитет по открытым рынкам американского банковского регулятора пока не решился проголосовать за дальнейший подъем процентного уровня. Тем не менее, вероятность того, что в июне ставка будет поднята, составляет более 80%, а к концу года базовый процент ФРС США может вырасти до 1,375%.

Но волнение в ФРС США можно понять. Дело не только в том, что спрос на автомобили в Амепике — прямая производная от доступности кредитов на машины, но он определяется и тем, что четверть автомобилей покупаемых в кредит американцы используют в качестве залога для получения новых займов. Однако общая неопределенность относительно экономической политики США приводит и к сокращению интереса у потенциальных заемщиков и американских банков к подобным схемам использования кредитного автомобиля. Кроме того, впервые с момента кризиса 2008-2009 годов более одного миллиона американцев оказались недобросовестными плательщиками по взятым автокредитам, допуская значительную просрочку выплат.

Все это сулит возвращение «автомобильного» штата США — Мичиган — в депрессию. Во время аналогичного спада продаж Мичиган потерял за 2000-2010 годы 800 тысяч рабочих мест. Крупнейший город штата, Детройт, покинул 1 миллион 300 тысяч жителей из 2 миллионов горожан. Проблемы с автомобильной отраслью могут «утянуть» за собой и всю американскую промышленность, где объем заказов за первые четыре месяца текущего года был необычайно слабым: в марте он упал в шесть раз по сравнению с февралем текущего года.

В России ситуация выглядит наоборот позитивной: за I квартал производство легковых автомобилей подскочило на 23%, на чуть большую величину выросла и выдача автокредитов. В марте продажи новых «железных коней» в России оказались на 9,4% выше, чем за аналогичный месяц в прошлом году. Тенденция к росту была заметна и в апреле.

В результате, после спада на 11% в прошлом году российский автомобильный рынок с начала года демонстрирует явные признаки заметного роста: с начала года к маю он подрос более чем на 10% по наиболее популярным в нашей стране маркам, при этом результаты мая показали по этому направлению показали очень ускоренную динамику — более чем 20% прироста. В результате, сейчас в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 1,7 миллиона машин, а количество автомобилей в расчете на 1000 человек (326) соответствует уровням Берлина и Лондона.

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ