В Петербурге открылась выставка иллюстраций к роману Евгения Водолазкина «Лавр»

16.06.2017 11:02 1102
Евгений Водолазкин уверен: любовь - это главное, что художник Леонид Губский увидел в романе.

13 июня в Петербурге состоялось открытие выставки иллюстраций художника Леонида Губского к роману «Лавр» и творческая встреча с писателем Евгением Водолазкиным. Несколько десятков людей пришли вечером в Центральную библиотеку им. М. Ю. Лермонтова, чтобы увидеть героев романа в графике. Среди них был и корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ


История создания картин к роману «Лавр» проста. Леонид Губский несколько лет назад отправился совершенствовать свой художественный талант к преподавателю «Репинки» Климу Ли. Леонид прочитал роман Водолазкина и взялся за графику. Он неспешно изображал героев «Лавра», и постепенно у него появились десятки картин. Тогда художник решил показать свою коллекцию картин автору романа «Лавр» Евгению Водолазкину. С этого момента картины обрели новую жизнь: писатель предложил издать книгу с рисунками Губского.

Однако столь замечательная идея требует времени для воплощения. А пока Леонид Губский решил представить свои картины в Библиотеке имени Лермонтова на Литейном проспекте. На открытии выставки гости подходили к художнику и благодарили его за работы. Они действительно гармонируют с произведением «Лавр». Хотя у каждого читателя Арсений, Устина и другие персонажи выглядят по-своему, художник смог отобразить нечто объединяющее все представления. Леонид Губский перенёс на бумагу всех героев и ключевые моменты романа. 

Леонид Губский рассказал корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о том, что он изображает в своих иллюстрациях: 

Я рисую состояние, когда человек лечит и расходует свои внутренние силы, приходит на озеро, которое в мае заковано льдом, и черпает энергию природы. Он видит мёртвого падшего волка, угольки, черепки и созерцает, что всё превращается… в землю. Как у Ахматовой: 
«…ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею».
 

На открытии выставки главным гостем оказался тот человек, без которого не появились бы рисунки, - автор романа «Лавр» Евгений Водолазкин.

Несколько слов о художнике. 

Леонид Губский создал замечательные иллюстрации. На этом празднике я чувствую себя гостем и болельщиком. Леонид нарисовал огромное количество иллюстраций к моему роману «Лавр», не очень понимая, как они будут приняты и пригодятся ли. Это бескорыстие меня подкупило. 

Когда Вы впервые увидели иллюстрации? 

Впервые картины я увидел месяца два назад: Леонид принёс их в Пушкинский Дом. Многие из них мне понравились, и я их послал в издательство. У нас с Леонидом возникла идея издать «Лавра» с иллюстрациями. Сейчас в издательстве будут думать над этим вопросом. Дело в том, что книгу нужно издавать в альбомном формате, а этим занимаются не все издательства. Вообще же «Редакция Елены Шубиной» – это, на мой взгляд, лучшее издательство. Его авторов называют сборной России по литературе. 

Юзефович, Водолазкин, Прилепин … 

На выставке сегодня присутствовал учитель Леонида Клим Ли, который проиллюстрировал «Обитель» Захара Прилепина. И символично, что его выставка предшествовала этой выставке. 

Как Вы представляли себе образы своих героев? 

Я, конечно, представлял себе образы героев романа, но довольно туманно. Леонид материализовал их. Во всяком случае, это один из вариантов того, какими они могли быть. Например, юродивый – это не клоун и не шут, а фигура глубокая и трагическая. Это святой, который скрывает свою святость. Мне кажется, что у художника всегда есть особые возможности проникнуть в эту глубину. 

Бывают ситуации, когда ты слышишь о человеке много и даже представляешь его, а потом случайно встречаешь – и думаешь: «Так вот какой он!» Такое чувство я испытываю по отношению к моим героям, представленным на выставке. 

Когда я читала роман «Лавр», передо мной возникало буйство красок и запахов: я видела все оттенки зелёного, цвета трав и ягод, чувствовала запах деревянной избы и немытого женского тела. Как Вы восприняли своих героев в чёрно-белом изображении? 

Чёрно-белое решение – это пространство для сотворчества зрителя. Это возможность всё раскрасить своей фантазией. Разумеется, и цветные иллюстрации имеют свои преимущества. Но цвета должны быть точными. 

Здесь кое-что цветом подчёркнуто: волк, который смотрит в красное пламя, Устина в красной рубашке. На фоне отсутствия цвета красный подчёркивает доминанты. 

Как у Сергея Эйзенштейна в фильме «Броненосец “Потёмкин”». 

Да, поднятый флаг. Его раскрашивали. 

Какой вид искусства сильнее: литература или живопись? 

Мои предпочтения очевидны, иначе я стал бы рисовать. Вместе с тем, литература и живопись отражают разные стороны бытия. Слово способно изобразить многое, но не всё. Там, где заканчиваются возможности слова, – а они не беспредельны – возникают музыка и живопись. Но надо понимать, что музыка и живопись существует только потому, что существует слово. Когда мы смотрим на картину, то мыслим в образах, но в конечном счёте формулируем всё в словах. Так что правильно, что я взялся за литературу! (улыбается

Среди нескольких десятков людей, присутствующих в зале, только около десяти мужчин. С чем Вы это связываете? 

Женщины тоньше. Вы посмотрите: в наших церквах в основном женщины. Женщина более метафизична. Она чувствует иррациональные вещи. А мужчина рационален. Рационализм более ограничен. Он не способен охватывать то, что не выражается в логических понятиях. 

Книга «Лавр» для меня – это произведение о большой настоящей любви, жертвенной… Как Вы считаете, какую главную мысль автор иллюстраций пытался выразить своими иллюстрациями?

Я думаю, что любовь для автора очень важна. Это чувство играет в «Лавре» важнейшую роль: любовь обычная, которая переходит в любовь вечную, метафизическую. Любовь – это главное, что художник увидел в романе и выразил в своих картинах. 


Выставка иллюстраций Леонида Губского к роману «Лавр» продлится до 29 июня.

Материал подготовила: Надежда Дроздова
 

Материалы по теме: