Сергей Шнуров: «Я русский и этого не стесняюсь»

22.06.2017 17:38 447
Лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров и автор Максим Семеляк презентовали книгу «Ленинград. Невероятная и правдивая история» к юбилею группы. Попутно Шнуров дал пояснения, кому и что он хотел сказать своими песнями и почему «Ленинград» - «это как водка».

Заявлять права на широко известную фразу «В Питере – пить» Сергей Шнуров не будет. Запуская в народ это послание, он преследовал иные цели, нежели обогатиться за счет тиражирования нескольких удачно сложившихся слов. А какие же цели на самом деле ставил лидер группировки «Ленинград»,он рассказал в ходе презентации книги «Ленинград. Невероятная и правдивая история».

Что касается самой книги, то это второе издание с массой дополнений истории группировки «Ленинград», которой в этом году исполнится ни много ни мало 20 лет. Книга на треть толще предыдущей, в ней добавилось два десятка историй и множество не опубликованных ранее фотографий. Детям читать книгу ни ее автор Максим Семеляк, ни сам Шнур не рекомендуют – маркировка на обложке «18+». «С шестнадцати лет книжку потрогать можно, - шутят товарищи, имея в виду, вероятно, присутствие массы нелитературных выражений, свойственных Шнурову. – Ряд историй вообще еще рано публиковать по морально-этическим соображениям».

«Ленинград» – как водка

Кому адресована книга, поясняет Максим Семеляк: «Выросло уже целое поколение людей, которые смутно представляют, откуда что берется, и что группа «Ленинград» - это группа, где когда-то пел мужчина с бородой, что были альбомы «Мат без электричества» и «Дачники», что были времена, когда в «Ленинграде» не было ни одной девушки. Это в первую очередь история для них». То есть можно сделать вывод, что листать станицы будут не только ностальгирующие взрослые, но и молодежь. Люди лет двадцати, рассчитывает автор, вряд ли младше. Хотя известно, что в числе поклонников «Ленинграда» есть и школьники.

О пристрастии подростков к «Ленинграду» Сергей Шнуров говорит философски: «Ленинград» - это как водка. Должна присутствовать в жизни. Но она не должна затмевать все остальное. Эта штука хороша, когда она уместна и в меру. Слушают школьники – не слушают... Ну есть пьющие дети... Это не проблема водки».

Очевидно, что и читательский контингент – не проблема книги. Во всяком случае, лидеру «Ленинграда» Шнуру книга нравится – цельная, говорит, и глубокая. «Книга объемная. Я воспринимаю ее как некое туалетное чтиво, которое по идее можно читать с любой страницы. Там все емко написано, любая глава прекрасна по-своему. О некоторых событиях 20-летней давности я думаю, неужели это было со мной?» - делится впечатлениями Сергей Шнуров.

Между быдлом и интеллигентом

Кстати, интересный момент – разбитной и дикий на сцене, в общении Сергей Шнуров очень сдержанный и вежливый. Помнится, даже Лев Лурье называл его истинным петербургским интеллигентом. Совсем соглашаться на разрушающую имидж, но приятную характеристику Шнуров не стал, согласился на серединку: «Как явление ни назови, ты под одно определение его не уместишь. Кто-то меня считает быдлом, кто-то интеллигентом, где-то между этими понятиями я и метаюсь», - говорит Шнуров.

Но определенных понятий Шнуров придерживается. Например, не петь на гастролях на иностранном языке, не смешить людей и не пытаться угождать. «Ни в коем случае не пою на английском. Я это вижу как, извиняюсь, негр с балалайкой. Я пою на русском, играю на русском, я русский и этого не стесняюсь», - комментирует музыкант.

Удерживать внимание публики удается и без этого. «Около 50% концертов у нас проходят за пределами России. За границей публика практически не отличается от нашей. Наша задача, чтобы на концерте любой иностранец почувствовал себя русским – на это два с половиной часа. Мы с ней справляемся!».

А еще Шнуру претит популярная тема с перепевкой песен военных лет, с записью целых альбомов на эту тему: «Это делают все. А я вижу в этом некую спекуляцию. Я, конечно, бессовестный и беспринципный человек, но на такую откровенную спекуляцию я не пускаюсь, потому что это не очень красиво. С эстетической точки зрения, меня это не устраивает».

В Питере – пить

Феноменальную популярность получила фраза из песни «Ленинграда» «В Питере – пить». Она настолько всем полюбилась, что превратилась едва ли не в питерский бренд, ее по-всякому интерпретируют и с большой эффективностью извлекают из нее выгоду. Сергей Шнуров на все смотрит сквозь пальцы и даже не думает заявлять авторские права на созданное им устойчивое выражение.

«У меня не было задачи получить авторское свидетельство на фразу. У меня была задача сложнее и объемнее. Победить известное «Питер – терпеть». Это было когда-то Вознесенским придумано «Питер, Питер, питерпи, терпи, терпи, терпи». Это город слез, скорби, серой погоды, дождя и так далее». Как-то разрушить эту идиому. И я придумал свою. И я ту старую разрушил. «В Питере – пить» - это, извините за такую высокую параллель, это как Достоевский придумал «Белые ночи». Если бы он взял это как бренд – «я оставляю это за собой, белые ночи – моё»» - это глупо. «В Питере – пить» - это общее», - рассказал Сергей Шнуров.

 

Юлия Медведева

Материалы по теме: