Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

27.07.2017 20:55 980
Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ побывала на показе немого фильма, который озвучили Сергей Летов и Олег Шарр.

Жизнь Петербурга крайне разнообразна. Вечером кинолюбители могут отправиться на сеанс комедийного боевика, зайти в «Киноцентр Родина»  или посетить необычный кинопоказ немого фильма «Генерал» в «Биржа баре», который 26 июля озвучивали два легендарных музыканта: Сергей Летов и Олег Шарр. 


Первый всем известен прежде всего своей знаменитой фамилией. Будучи старшим братом Егора Летова, лидера группы «Гражданской обороны», Сергей хотя и выступал на концертах «Ленинградского рок-клуба», его призвание было не в панке и роке, а в авангарде с саксофоном и менее классическими инструментами. Сергей Летов является одним из самых ярких представителей современной авангардной музыки. Сейчас он записывает альбомы с панками, рэперами, выступает на различных фестивалях, которые посвящены Сергею Курёхину, импровизационной музыке и… Можно долго перечислять этот список. 

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

Олег Шарр (Шавкунов) – музыкант,  который 17 лет был перкуссионистом в группе «Аквариум». В 2014 году дороги коллектива Бориса Гребенщикова и самого Олега разошлись, что никак не мешает ударнику быть радостным и воодушевлённым.

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

Гости мероприятия присутствовали с одной стороны на демонстрации старинной кинокомедии «Генерал», а с другой – на полноценном почти двухчасовом концерте. Сергей Летов и Олег Шарр смотрели фильм вместе со зрителями и импровизировали. У каждого из них было своё представление о фильме и о том, как должно выглядеть музыкальное сопровождение. 

Для киновечера Олег подготовил ударную установку с большим количеством разнообразной перкуссии. Сергей Летов отметил, что на ней помимо классических инструментов, есть и фриксатон, и даже монгольские тарелочки. Сергей же помимо привычного для него саксофона взял два электронных инструмента: новый аэрофон, винтажный синтезатор конца прошлого тысячелетия и духовой контроллер. 

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

Перед началом показа фильма «Генерал», снятого режиссёром Бастером Китоном в 1926 году, Сергей Летов рассказал не только о грядущем сеансе импровизации, но и об истории тандема немого кино и живой музыки. 

«Кино возникло и с самого первого показа имело музыкальное сопровождение. До 1927 года техника звукозаписи и кинопроцесс шли не вместе. Техника звукозаписи несколько отставала. Записывались пластинки ограниченного размера, и они не соответствовали длине кинофильма. Фильмы шли около трёх минут, но было очень трудно синхронизировать грамзапись той же продолжительности, чтобы она совпадала с фильмом. Ручки киноаппарата крутились с разной скоростью – не было стандарта. Патефоны тоже крутились с произвольной скоростью. Поэтому музыканты осуществляли музыкальное сопровождение фильма вживую. Они играли на фисгармонии, а иногда выступали струнные ансамбли. В России в 1902 году был издан сборник нот для музыкантов-тапёров. Например, там были музыкальные фрагменты и комментарии. «Этот фрагмент хорошо подходит, когда на экране изображаются ткацкие станки»  – это буквальная цитата из сборника. 

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

Премьера первого русского полнометражного фильма «Оборона Севастополя» состоялась в Большом зале Московской консерватории. Там использовался очень большой оркестр, хор казаков, а также оружие, стрелявшее холостыми залпами, после которых приходилось проветривать помещение. 

Кино и музыка в начале были именно такими. А в 1927 году в Соединённых Штатах вышел первый звуковой фильм «Певец джаза». Фильм немой, но в нём есть музыкальные фрагменты, которые были синхронизированы. Интересен тот факт, что фильм напрямую связан с Россией. Кинокартину финансировала семья белорусских евреев из Российской империи, которые переехали в США. На протяжении несколько лет они финансировали создание звукового кино.  

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

В Советском союзе до 1935 года выпускались немые фильмы. Впоследствии немое кино было убито, но возродилось в 60-х годах. В это время наметился определённый раскол между аудиторией. Публика проголосовала ногами против современного искусства, не желая слушать современную сложную музыку. Музыканты с целью вернуть контакт с аудиторией стали использовать видеоряд. Например, как жидкие слайды у Pink Floyd. Наиболее правильным решением оказалось использование немого кино потому, что такие фильмы адресовались очень широкому кругу аудитории, даже неграмотной. Эстетически они были сделаны достаточно просто. Связано это было с бюджетом: чтобы фильм окупался, нужно, чтобы он нравился абсолютно всем. 

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

Первое кино, которое возникало и существовало до 1930-х годов, не было арт-хаусом. Чтобы окупиться, оно должно нравиться и быть понятным каждому: и высоколобой публике, и неграмотным крестьянам. Получается, что совместив сложную, неоднозначную в оценках музыку и изображение, которое достаточно просто, мы видим своеобразный эффект». 

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

Закончив мини-лекцию, Сергей Летов и Олег Шарр сели за свои музыкальные инструменты и начали играть. Удивительно гармоничная вышла компания: два талантливых музыканта и творение режиссёра Бастера Китона. Фильм будто ожил, когда заиграли инструменты. Возникало ощущение, словно герои разговаривали между собой посредством звуков, которые издавали духовой контроллер и ударные. Стоит отметить, что Сергей Летов регулярно участвует в подобных проектах, озвучивает немые отечественные и зарубежные фильмы, поэтому следите за афишами, чтобы попасть на подобный кинопоказ. Зрители «Генерала» получили большое удовольствие и хлопали после окончания фильма не умолкая. 

Сеанс импровизации: Сергей Летов и Олег Шарр озвучили немой фильм

Материал подготовила: Надежда Дроздова
 

Материалы по теме: