Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

17.08.2017 17:45 732
НЕВСКИЕ НОВОСТИ знакомят читателей с величием первозданного мира кисти классика отечественной пейзажной живописи Аркадия Рылова.

В Михайловском замке состоялось открытие выставки произведений выдающегося мастера-живописца Аркадия Рылова.

Художник по призванию и назначению, Аркадий Рылов родился в селе Истобенское Вятской губернии и с самого рождения жил в объятиях полей, лесов, степей и рек. Будучи учеником Архипа Куинджи, Рылов раскрылся как талантливый и трепетный к объекту созидания художник, а во взмахе его кисти родилась самобытность и уникальный почерк.

Аркадию Рылову удалось блестяще передать то, как природа готовится к потеплению, как весна, пока неуверенно, но ко времени, начинает вступать в свои законные права, как двое вотяков борются со стихией в «кофейной гуще» неспокойного моря, как отходит ко сну и нежится в сумерках речка Субботиха.«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

Научный сотрудник отдела живописи Елена Козлова рассказала корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о том, как огромное художественное наследие собиралось, обрабатывалось и готовилось предстать перед публикой, о творчестве и негромкой судьбе русского пейзажиста Аркадия Рылова.

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

Невские Новости: Почему появилась идея – открыть публике именно пейзажиста Аркадия Рылова? О чем его работы могут рассказать тем, кто уже знаком с творчеством Куинджи,  Шишкина, Саврасова?

Елена Козлова: Дело в том, что эта выставка родилась в результате большой научной работы. Когда мы готовили к изданию генеральный каталог, очередной том собрания Русского музея, куда попал как раз Рылов, каждая вещь была изучена, рассмотрена, обсуждена. И, как оказалось, прошло уже 55 лет с последней персональной выставки [Аркадия Рылова] в Русском музее. С тех пор шедевры, конечно, участвовали в выставках и пейзажа, и посвященных русскому искусству - например, работа «Зеленый шум». Но, есть масса произведений, которые, на самом деле, ничуть не хуже «Зеленого шума» - ему просто повезло, что он стал прославленным. Масса произведений просто остались в фонде, а их большое множество – более двухсот произведений живописи и столько же рисунков. Хотелось просто вспомнить и показать их людям.

За последние несколько лет у нас прошли вставки и Архипа Куинджи, и Николая Рериха, а это, можно сказать, ближайшее окружение Рылова. Куинджи был учителем Николая Рериха и Аркадия Рылова. Эта экспозиция - в ряду выставок, посвященных пейзажному жанру.

НН: Если обратиться к самым популярным работам художника – «Зеленому шуму» и «В голубом просторе», написанных в 1904 и 1918 годах, то в первом случае мы видим тревогу, обеспокоенность и напряженность. Порывы ветра в «Зеленом шуме» как предчувствие революционных событий, как знак, посылаемый природой и переносимый Рыловым на полотно. «В голубом просторе», напротив, предвещает появление нового солнца, провозглашает новый век. Вы согласны с такой интерпретацией?

ЕК: Мне кажется, это в большей степени приписали. И «Зеленый шум», и «Голубой простор» в советское время вознесли на флаг как предвестие революции. На самом деле, когда Рылов писал, он этого всего не ощущал. Вот он сидел, жил под своей Вяткой в этом домике, смотрел целыми днями на эти березы, вот ему и захотелось все это изобразить, но к революции это не имело никакого отношения. Это устоявшийся взгляд, от которого надо отходить и в том разливе видеть не Ленина, а прекрасный пейзаж [О картине «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году», написанной Рыловым в 1934 году, - Прим.ред.].

НН: А почему он, Ленин, оказался там, на том разливе?

ЕК: Заказ. Это был заказ. Было такое время, но Рылов не изменял себе, не кривил душой, пытался решить эту задачу, эту проблему, искал к ней подходы, и искал именно пейзажный подход.

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

НН: Как Вы думаете, на фоне достаточно «громких» выставок Куинджи и Айвазовского, живопись Аркадия Рылова произведет фурор, станет такой же популярной?

ЕК: Рылов как-то и не связан с таким фурором. Его нужно смотреть тихо, желательно в одиночестве. Когда здесь находится сто человек народу, Рылова, наверное, так не почувствуешь. Он был очень душевный человек, это все отмечали – и Нестеров, и Лебедев. Знали его как чистого, общительного человека. Нестеров писал: «Его невозможно было не любить». Рылова любили все, включая белок, зайцев и птиц, которые жили у него в квартире, обитали рядом с ним.

НН: Такое единение с природой, должно быть, сильно на него повлияло.

ЕК: Он из нее, из этой природы, вырос. Родился в Вятке, и его воспоминания полны всеми этими подробностями. Он жил, продолжал жить этой жизнью. Став профессором, академиком, он не менял своего отношения ни к творчеству, ни к природе.

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

НН: Как известно, родной отец художника был психически болен. Пронизывала ли эта линия творчество Рылова? Оставила ли какой-то след?

ЕК: Он был очень мал, отца очень плохо помнил. Это не было никаким, знаете, наследственным заболеванием. В семье у них было трое детей, и никого это не коснулось. Отец был, сложно сказать, что душевно больным, он был, видимо, тонкой душевной организации. Он сам увлекался рисованием. Это – да, передалось. Рылов все равно продолжал жить и воспитываться в семье, где царили любовь и взаимопонимание. Тот же отчим поддерживал Рылова, при том, что у него были довольно посредственные успехи в школе. Но, из Вятки повезти этого мальчика в Петербург, искать здесь связи – куда поступать, где учиться… Отчим Рылова был нотариусом, он не знал таких подробностей. Но, тем не менее, он пошел на это, преодолел и расстояние, и проблемы, чтобы привезти Рылова и дать ему эту жизнь, которой он хотел жить. Сестра Рылова стала художницей, младший брат – музыкантом, он учился здесь, в консерватории. Такая была творческая атмосфера, творческая семья.

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

Как рассказывает Елена Козлова, выставку Аркадия Рылова – выдающегося пейзажиста и удивительно светлого человека – планировалось сделать «вне зависимости от юбилейных дат или особых поводов». Авторские названия, которые возвращались полотнам в ходе работы над выставкой, подчеркивают нежное, трепетное отношение художника к объекту его творчества: «Полевая рябинка», «Озерко», «Елочки близ деревни Скопино близ Вятки», «Елочка», «Медвежонок».

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

Человек, его образ, отходит в работах Рылова как бы на второй план. Со всех сторон его фигуру окутывает зелень весенней листвы, бьют по щекам морские волны и обнимают лапы сосенок – так ласково они названы художником. Человек здесь не центральный персонаж, но внимающий зритель. Природа на полотнах, как и в жизни – неприручаема человеком, свободна и вольна.

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

В экспозиции, помимо этюдов и известных масштабных полотен, представлены и документальные артефакты жизни Аркадия Рылова: диплом за присуждение золотой медали 2-й степени за картину «Берег реки Вятки», заявление о выходе из членов Нового Общества Художников, написанное им в 1904 году и даже визитная карточка мастера с его личными пометками.

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

Как верно заметила Елена Козлова, в произведениях Рылова воспето главное человеческое богатство, то, в чем из века в век неуспокоенные ищут душевное равновесие и отдых от своего смятения:

«Рылов родился пейзажистом. Он жил в постоянном общении с природой, он был ее голосом. И природа на его пейзажах открывается нам. Она перестает быть тайной, живет и перекликается с петербургскими видами за окнами Михайловского замка»

Проходя вдоль экспозиции по залам замка, предаешься знакомому чувству непреодолимой ностальгии. Каждый найдет в небольшом этюде и необъятном полотне кусочек своей души, своей отцветшей юности или ушедшего детства. Вот он – еле уловимый запах полевых цветов, тронутых росой, брызги непослушных волн синего моря и мокрый песок на берегу, терпкий аромат сухих осенних листьев и шорох беличьих лап, старательно зарывающих найденный «клад» глубоко в землю.

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

Центр творчества художника Аркадия Рылова - первозданность во всем ее великолепии и многообразии, во всем буйстве красок и таинственном величии, простоте и легкости.

«Тихая, тихая красота природы». В Михайловском замке представили живопись Аркадия Рылова

Автор: Анастасия Борисенко

 

Материалы по теме: