Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Алексей Герман: Зачем провоцировать страх и неуверенность?

01.09.2017 12:27 897
Режиссер Алексей Герман-младший делится своим мнением о ситуации вокруг фильма «Матильда», судьбе Кирилла Серебренникова и о том, как в целом обстоят дела со свободой творчества.

В культурной среде нападки со стороны депутата Натальи Поклонской на фильм Алексея Учителя «Матильда» вызывают сарказм, а противоправные действия ее последователей – уже страх. Ситуация в отношении режиссера худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова более спорная, но и здесь представители творческих профессий высказывают опасения – адекватно ли развиваются события. «Зачем провоцировать страх и неуверенность?» - задается вопросом режиссер Алексей Герман.

О «Матильде»

На днях режиссер Алексей Учитель попросил силовые структуры защитить зрителей его фильма «Матильда» от противоправных действий ненавистников картины. Это случилось после того, как неизвестные на днях забросали бутылками с зажигательной смесью киностудию «Лендок». Режиссер в обращении к руководителям МВД и ФСБ написал, что ему «грустно и страшно» и попросил обеспечить безопасность людей в кинотеатрах, когда картина выйдет в прокат.

«Грустно, что еще не вышедшее и не виденное никем кино про любовь вызвало столько ненависти, - пишет режиссер. - Страшно за людей, которые ждут этого фильма и пойдут в октябре в кинотеатры. За будущее страны, которую, как и когда-то при царе Николае, ввергают в кровавую пучину экстремисты разнообразного толка».

Острую дискуссию по поводу фильма ранее развернула Депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она выступила с резкой критикой фильма, повествующего о взаимоотношениях цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) с балериной Матильдой Кшесинской. Депутат требовала запретить прокат фильма и агитировала против него. Однако Поклонская всегда действовала в правовом поле, в отличие от ее последователей, активность которых несет реальную угрозу.

Выступления Поклонской у многих деятелей культуры вызывают сарказм. Так режиссер готовящегося в выходу на экраны фильма «Довлатов» Алексей Герман даже в шутку посетовал, что Поклонская вряд ли обратит внимание на его фильм. А ведь ее форма «внимания» к творческим произведениям способна сильно подогреть интерес к картине. Вот что ответил режиссер на провокационный вопрос – может быть, вам стоит какой-то скандал замутить с картиной, как тот, что сейчас с «Матильдой» происходит?»

«Мы все время об этом думаем. Но есть вопрос – мы не знаем, насколько Поклонская знакома с русской литературой. Конечно, для прокатной судьбы фильма, если бы она стояла где-нибудь в районе Ленфильма и сжигала книжки, и это бы все снимали, это бы как-то помогло. Но, к сожалению, сейчас все ее силы отданы борьбе за Николая II и за его светлую память. Поэтому, возможно, когда эта борьба придет к какому-то логическому завершению, или не придет ни к какому, она переключится на что-то другое. Пока она занята, - отшутился режиссер «Довлатова». – Но это вообще глупая история. Николай II не лучший русский царь. Страну потерял, довел до развала. Писал нежные письма жене, хороший человек, но это же не означает, что царь хороший. Были лучше на Руси цари».

О Серебренникове и свободе творчества

Но в целом обострившаяся в последние годы ситуация вокруг творчества, форм и свободы его выражения, вызывает у режиссера серьезные опасения. Не вставая на ту или иную сторону, Алексей Герман взывает к адекватности. В противном случае есть риск повторить плачевную ситуацию с оттоком творческой интеллигенции, как это произошло в прошлом веке.

«Что касается Кирилла Серебренникова: я к нему отношусь с уважением. Мне кажется, что это человек честный. Но если у государства есть какие-то сомнения в этом, и если мы живем в правовом обществе, то правильно было бы как-то более четко аргументировать свою позицию, а не говорить, что спектакля «Сон в летнюю ночь» не было. Он же был. Его многие видели. Зачем вся эта медийная игра? Мне кажется, Следственный комитет вообще должен быть вне медиа. Что это – 200 млн, потом 68 млн, потом иное. А если выяснится, что не получаются такие большие цифры, то что? Человека загубили – вряд ли он в скором времени закончит картину, все равно будет сложнее работать в Гоголь-центре, – комментирует Алексей Герман. –

Самое важное, чтобы эти события не привели к оттоку людей и истерикам. В отношении Серебрянникова важно прозрачное и адекватное следствие, так же как в отношении любого гражданина нашей страны».

Ресурс не бесконечен

Гонения на творческую интеллигенцию режиссер называет тревожным моментом. В отечественной истории уже были такие повороты, и повторять их, по мнению Алексея Германа, было бы опрометчиво.

«Мне кажется, что все последние события для нашей страны в определенной степени вредны. Они вредны с точки зрения имиджа, все это провоцирует раскол в обществе еще больше, все это приводит к оттоку интеллигенции. Хорошо, можно без интеллигенции, можно вообще без всех, все можно. Но как потом науку восстанавливать, культуру. В чем трагедия, на мой взгляд, замечательной ленинградской культуры 70-х-80-х годов? Что ее часть уехала, а часть умерла. Никакими они не были карбонариями, они вообще в политику не лезли. Вспомните Бродского со стихами про Украину – имперский ястреб просто – и что? Зачем выгнали из страны? Были замечательные поэты, были замечательные художники. Была бы у нас культурная столица совсем не хуже, чем многие места в мире, которые сейчас считаются ой-ой какие культурные. У нас было лучше на самом деле. У нас было выдающееся поколение художников, писателей. Ну, хорошо, эти уехали. Потом новые начинают нарождаться. Но это же ресурс не бесконечный!».

Юлия Медведева

Материалы по теме: