Исследователи антарктических глубин сообщили Путину о возникших проблемах на озере Восток

28.01.2015 20:08 1724
Санкт-Петербург, 28 января. Российские ученые и специалисты подтвердили лидерство отечественных высокоширотных технологий, во второй раз за три года добравшись до поверхности древнего озера Восток, которое укрыто многовековым ледяным панцирем толщиной более трех километров. Бурение самой глубокой из всех ледяных скважин, когда-либо выполненных на Земле, прошло в штатном режиме. Об этом журналистам сообщил начальник Российской Антарктической экспедиции Валерий Лукин, передает корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ. В ближайшие дни пробы доисторической воды поднимут на поверхность, а скважину законсервируют. Через полмесяца, когда температура на станции Восток с нынешних 30 градусов мороза опустится до -50°С, там останутся лишь зимовщики, а сезонная экспедиция, в том числе бригада буровиков, вернется домой. В мае специальные контейнеры с исследовательским материалом доставит в Петербург флагман российского полярного флота «Академик Федоров». В ходе скрупулезнейших – до атома и меньше – изучений каждой драгоценной капли ученые ведущих мировых научных центров постараются более точно определить «возраст» озера, смоделировать тектонические процессы, проходившие на нашей планете миллионы лет назад и даже обнаружить мельчайшие частички тогдашней жизни.  В результате тщательнейшего анализа ледовых кернов, добытых из озера в прошлых экспедициях, уже удалось найти фрагменты ДНК бактерий-термофилов, а также фрагменты ДНК, не совпадающие с ДНК никого из известных организмов. Словом – впереди море открытий и далеко идущих планов, действительно важных для познания человечеством окружающего мира. Уже почти готова уникальная техника для взятия проб с различных глубинных горизонтов и даже с самого дна подледного озера. Специальный транспортировочный узел позволит пройти, не запачкавшись (чтобы не загрязнить древнюю водную среду), сквозь слой керосина с фреоном, оберегающих скважину от замерзания, а его умная «начинка» очень деликатно соберет нужный материал для анализа. Все это реально уже для ближайшей экспедиции. Ведь ледяная пробка, что закрывает нынешнюю скважину, будет небольшой – порядка 30 метров. Чтобы ее пробурить для следующего проникновения в водное тело, потребуется всего неделя – а не почти три года, как после первого контакта с озером Восток в феврале 2012 года, когда скважину закупорил 363-метровый замерзший водяной «столб». Другой вопрос – когда произойдет это следующее проникновение, и мы наконец сможем прикоснуться к доисторическим тайнам? Проблема ясна до банальности – финансирование. Бюджет на 2015 год, как и положено, утвердили минувшей осенью, но после этого курс доллара взлетел вдвое. Стало быть, в переводе на валюту сократились и суммы, которые можно будет потратить на антарктические программы. Шестой континент – «дальнее зарубежье», и львиная доля расчетов по понятным причинам производится в не в рублях. «Дальнее плавание судов — это только валютные расходы, – пояснил Валерий Лукин, – Кроме того, мы вынуждены арендовать канадский самолет, стоимость годовой аренды – 1 миллион евро. В рублях это теперь в два раза больше. Без аренды этого самолета ученых и оборудование на станцию Восток в следующем сезоне не доставить. Весь бюджет российской антарктической экспедиции вместе с зарплатой – 1 млрд 179 млн рублей. Причем больше всего денег тратится, чтобы привезти людей и грузы в Антарктиду и вывезти обратно».  Содержание и научные программы станции «Восток» занимают 45% антарктического бюджета. Так что проникновение в подледное озеро в следующем сезоне пока под вопросом – посетовал Лукин. Разумеется, трагедии не произойдет, если ученые доберутся до подледного озера не в ближайшую экспедицию, а через несколько лет, но разве логично прерывать глобальные исследования общечеловеческого значения? В понедельник, во время посещения Горного университета Владимир Путин поздравил ученых и специалистов с удачным проникновением в подледное озеро и главу государства проинформировали о возникшей проблеме. Текст: Алексей Захарцев