Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Хороший рейд лучше плохой гавани: как служат и работают на флоте

05.09.2017 16:30 210
В рамках цикла «Сделано в России» программа «Балтфлот» рассказывает о жизни моряков сотни лет назад и сейчас.

О жизни моряков известно немного: они ходят, а не плавают, носят тельняшки и бескозырки, не любят сухопутных, но обожают свою работу и службу, а их жёны всегда находятся в режиме ожидания. На самом деле всё обстоит немного иначе: хотя романтики в жизни моряков хватает, в ней достаточно и сложностей, и так было всегда. Что изменилось за годы существования флота, каково месяцами не сходить на берег, ездить за супругом по всей стране, что едят, надевают и как живут моряки – НЕВСКИМ НОВОСТЯМ расскажет программа «Балтфлот» в рамках цикла «Сделано в России» на Discovery Channel.

Хороший рейд лучше плохой гавани: как служат и работают на флоте

Фото предоставлены «Discovery Channel»


Не вешать нос, гардемарины

Если говорить о гражданском флоте, попасть на судно можно двумя способами: офицеры, в число которых входят капитан, старпом, второй и третий помощники и механики, должны получить специальное образование, а рядовым достаточно пройти курсы – это боцман, матросы, кадеты, мотористы и команда камбуза. Будущим офицерам нужен ещё и рабочий диплом, который можно получить только после годовой практики в море, а также специальная морская медкнижка – требования к морякам настолько строгие, что людей со слабым здоровьем не допускают не только до рейса, но даже до вступительного экзамена в училище или институт.

Эти правила касаются и военной службы, и они остаются актуальными уже много лет – даже в училище морских юнг, которое основал в Кронштадте Пётр I, брали только крепких здоровьем мальчиков. Чин юнги существовал несколько веков, и даже сам царь начинал с него свою морскую службу: по сути, почти всё, что связано с флотом, в России началось с Петра I – он не только основал его, но и ввёл как почти все ныне существующие звания, так и те, что уже ушли в прошлое. Например, ставшее синонимом человека чести звание гардемарина, «морского стража», которое получали выпускники Академии Морской гвардии, а после - Морского кадетского корпуса.

Оставайся, мальчик, с нами

Отношение к морякам за время существования флота значительно изменилось: если поначалу главным на гражданском судне был груз, а на военном корабле – орудия, то экипаж в обоих случаях оставался вспомогательным элементом. Интересно, что в IX веке на Руси предтеча морской пехоты, Плавная рать, состояла исключительно из дружинников – в отличие от других стран, к корабельному делу никогда не привлекали невольников. Этот принцип был сохранен Петром и при создании регулярного флота на Балтике – гребцами были военные пехотных полков, а не преступники и пленники, и служба на флоте всегда была почетным занятием, а не наказанием.

В состав современного военно-морского флота России входят Каспийская военная флотилия, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский флот. Чтобы попасть туда на службу, можно или попросить об этом в военкомате, или связаться с командующим частью напрямую, или закончить военное учебное заведение: Суворовское училище, Морской корпус Петра Великого или профильные институты во Владивостоке, Калининграде, Петербурге и Пушкине. И флотское дело, и служба в ВМФ давно перешли в разряд самых престижных: для моряков гражданского флота вакансии ищут крюинговые компании, а военные выбирают службу по контракту. В обоих случаях шанс получить место в команде напрямую зависит от опыта, но на выбор влияет множество факторов: считается, что у речников ниже зарплата, но зато они не так надолго разлучаются с семьей, как те, кто служит или работает в море.

Хороший рейд лучше плохой гавани: как служат и работают на флоте

Фото предоставлены «Discovery Channel»


Будь спокоен, моряк, верность - лучший маяк

В старину моряки общались со своей семьей с помощью узлов – девушке можно было послать наполовину завязанную в форме сердца веревку, и если узел возвращался назад затянутым полностью, это означало, что моряка любят и ждут. Наполовину затянутый узел значил неуверенность в совместном будущем, а если моряк получал веревку в том же виде, в каком отправил, речь шла уже о разрыве отношений, и такое происходило довольно часто. Это не удивительно – далеко не каждая девушка согласится ждать по несколько месяцев и в одиночку воспитывать детей, пока муж в море. Многие флотские офицеры еще и меняют порт приписки, так что женам приходится следовать за ними везде, оставляя работу, родных и друзей – а в прежние времена это растягивалось не на месяцы, а на годы.

Сейчас возможностей связаться с семьей у моряков гораздо больше, но еще 20-30 лет назад все общение во время отлучки сводилось к письмам, которые отправляли с попутными судами, и к коротким радиограммам. Жизнь в постоянной разлуке настолько специфична, что у жен моряков даже появился свой негласный устав, и в знак уважения им поставили множество символичных памятников: скульптуры женщин с маленькими детьми на руках встречают корабли в морских портах Одессы и Новороссийска, и похожие монументы есть в Архангельске, Мурманске, Барселоне, Мармарисе, Балтийске, Глостере, Осло, Санкт-Петербурге и других городах.

Обезьяна Хейердала

С развитием флота быту моряков стали уделять гораздо больше внимания, и сейчас на судах и кораблях есть комфортные койки, кают-компания и кубрики, а раньше матросы жили в антисанитарных условиях, месяцами питались одной лишь солониной и сухарями и спали буквально где придётся. Так продолжалось вплоть до открытия Америки, пока не появились подвесные гамаки, которые моряки научились делать у индейцев, а затем – пробковые матрасы, одновременно выполнявшие роль спасательных шлюпок. На больших кораблях экипаж обычно спал за парусиновыми занавесками – это хоть и иллюзорное, но всё же уединение спасало от состояния, которое называют «синдромом обезьяны Хейердала»: животное с плота легендарного мореплавателя взбесилось, когда у него не осталось места, где можно было бы спрятаться, и вылечилось, едва такое место появилось.

Сейчас моряки вполне могут уединиться на некоторое время: долго находиться в замкнутом пространстве с одними и теми же людьми, конечно же, тяжело, а рабочий день на флоте не прекращается до тех пор, пока экипаж не сойдет на берег. Можно выбрать и короткие рейсы, до четырех месяцев, и более длинные, но это право имеют те, кто работает, а вот те, кто служит, отправляются в море на столько, на сколько им велят командиры, и ходят в форме до тех пор, пока не закончится срок обязательной службы или контракта. Обсуждать приказы моряку нельзя: если в море что-то случится, команда должна будет действовать как единое целое, а для этого во все времена был один закон – подчиняться капитану корабля.

Хороший рейд лучше плохой гавани: как служат и работают на флоте

Фото предоставлены «Discovery Channel»


Бескозырка белая, в полоску воротник

На судах Васко да Гамы каждому матросу в ежедневный паек включали сухари, соленую говядину, овощи и оливковое масло, английским морякам с транспортного корабля «Баунти» полагалось три килограмма галет, солонина, вяленая рыба, сыр и горох, а на русском парусном флоте меню зависело от звания вплоть до екатерининских времён: тогда в паек ввели говядину, сухари, горох, гречу, овес и масло, при чем на каждого матроса в месяц выделяли еще и 28 чарок водки. Сейчас меню – это часть военной стратегии, и изменилось отношение не только к еде, но и к форме. От клеенчатых шляп и серых парусиновых роб моряки перешли на бескозырки, кители, тельняшки, бушлаты и форменки с воротником-гюйсом, и теперь такую форму носят все моряки военно-морского и гражданского флота.

Строго и достойно - именно так выглядят современные моряки и герои программы «Балтфлот», и так же им нужно вести себя, чтобы не уронить честь мундира – а точнее, кителя. И новичкам, и опытным морякам необходимо не только показать командованию все свои навыки на высшем уровне, но и обойти соперника. В боевых учениях в Балтийском море в схватку вступят экипажи корвета «Сообразительный» и подводной лодки «Магнитогорск», и победа будет зависеть от всех, от капитанов до подсобных рабочих на камбузе. Кто одержит верх и как живут моряки Балтийского флота – узнаете на телеканале Discovery Channel.

Смотрите программу «Балтфлот» по будням в 21:00 на Discovery Channel

Материалы по теме: