Ветеран Вооруженных Сил: На постсоветском пространстве формируется сеть переговорных площадок по решению мировых проблем

09.09.2017 12:00 896

На постсоветском пространстве, в столицах бывших республик СССР постепенно формируется сеть переговорных площадок. Началом этому послужила работа и деятельность Минска по решению острых проблем, связанных с урегулированием в первую очередь внутриукраинского кризиса, а также вооруженного конфликта вокруг Нагорного Карабаха. На это обращает внимание постоянный эксперт НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, ветеран Вооруженных Сил, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Александр Перенджиев. Аналогичная переговорная площадка для поиска конструктивного решения сирийской проблемы формируется в столице республики Казахстан – Астане. Ранее стало известно, что очередная международная встреча высокого уровня в рамках астанинского процесса состоится 14-15 сентября.

«Свою значимость хотят продемонстрировать и другие государства на постсоветском пространстве. В частности, Баку, где также проводятся важнейшие переговоры главы Генштаба ВС России Валерия Герасимова и председателя Военного комитета НАТО Петра Павела, а также состоялся саммит президентов Азербайджана, Ирана и России. Недавно Туркменистан заявил о своей готовности предоставить в Ашхабаде переговорную площадку по урегулированию внутриафганского конфликта».

По словам эксперта, это тенденция положительная. Он подчеркивает, что государства, которые предоставляют переговорные площадки для поиска решения различных мировых проблем либо являются ближайшими союзниками России, либо активными и важнейшими партнерами нашей страны,например, Азербайджан.

«Чего не скажешь о государствах на постсоветском пространстве, тяготеющим в Евросоюз и НАТО. Там как раз не наблюдается желания предоставлять свои столицы в качестве переговорных площадок. Чаще всего там, напротив, слышны воинственные речи и русофобские высказывания. Речь идет о странах Прибалтики, Украины и Грузии. Как говорится, почувствуйте разницу. Те, кто близко взаимодействуют с Россией – готовы помочь в решении острых проблем, а те, кто от нее отдаляются и высказывают враждебность – не заинтересованы в переговорных процессах».

При этом формирование таких площадок в государствах, дружественных по отношению к нашей стране, стало возможным благодаря возрастающей роли, значимости и авторитету самой России, поясняет господин Перенджиев.

«Россия не только приветствует, но и активно помогает своим союзникам и партнерам создавать эти переговорные площадки, чтобы также подчеркнуть, что работает с ними на равных, ни в коем случае не подчиняет себе, не является для них «старшим братом», а ведет равноправный диалог, не переводя встречи исключительно в Москву и другие крупные города страны.

Формирование этих переговорных площадок при этом повышает роль в мире самих государств – Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. А те государства, которые считают, что будут клониться к Евросоюзу и с помощью воинственной риторики поднимут свою значимость, то я уверен, что они глубоко ошибаются. Как раз в этом отношении их авторитет падает вниз.

Тем более что формирование переговорных площадок на постсоветском пространстве хорошо еще тем, что они образуют альтернативу, казалось бы, таким незыблемым площадкам, которые существовали в Женеве и Хельсинки – столицах нейтральных государств. Повторю, что страны, входящие в состав НАТО или стремящиеся туда попасть, как раз не предоставляют для переговоров свои столицы. Там чаще происходят саммиты НАТО, например в Варшаве. А вот чтобы в целях мирного урегулирования тех или иных проблем, для решения важнейших глобальных конфликтов, которые происходят в мире – обострившаяся обстановка вокруг КНДР, то над этим никто, к сожалению, не работает».

Государства, которые уважают себя и свой авторитет в мире, всегда будут стремиться к тому, чтобы «играть добрую роль в вопросах урегулирования конфликтов не на словах, а на деле», добавляет ветеран Вооруженных Сил.

«Когда в Минске проходили переговоры «нормандской четверки», то как бы не относились западные страны к белорусскому президенту Александру Лукашенко, тем не менее, именно на этот переговорный процесс они приехали, подчеркнув тем самым значимость площадки. Так вот хотелось бы, чтобы таких мирных процессов – как минский, астанинский, бакинский и так далее, было больше. Хотелось бы, чтобы появился финский процесс. Тогда, наверное, мы будем говорить о том, что уровень военной, террористической, силовой и другой угрозы в мире снижается и происходит «разрядка» международной напряженности, как это было в 1975 году в Хельсинки (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, ставшее важнейшим достижением «разрядки», - прим.ред).

Также есть желание, чтобы на международном уровне Организация Объединенных Наций поддерживала страны, которые предоставляют свои столицы и другие крупные города для проведения значимых переговоров и обращало внимание на страны, стремящиеся к этому, а не к приобретению ядерного оружия, наращиванию «мускул». Не время для воинственной риторики, речь надо вести о мирных процессах, урегулировании самых сложных конфликтов как внутри государства, так и между государствами. Надеемся, что процесс формирования переговорных площадок будет только развиваться, а страны, которые выбрали для себя другой путь, все же поймут, что занимаются не тем, чем нужно».

Материалы по теме: