В ногу со временем: Эксперт о перспективах внедрения биометрии в российских банках

15.09.2017 11:55 508

Накануне заместитель министра финансов России Алексей Моисеев сообщил, что правительство одобрило законопроект по биометрической идентификации. Он предполагает создание единой биометрической системы, позволяющей идентифицировать клиентов банков; появиться в финансовой организации лично нужно лишь единожды. Во время этого посещения будут собраны все необходимые данные (сканирование глаз, голоса, лица, сбор отпечатков пальцев). Таким образом, личность клиента можно устанавливать при удаленном доступе.

«Буквально вчера был проект выпущен и направлен в Государственную думу. Там есть целый ряд поправок, который мы хотели бы видеть ко второму чтению, поэтому готовы в этом направлении с вами также работать»,- сказал господин Моисеев, обращаясь к главе комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову, передает «Коммерсантъ».

С технической точки зрения заявленная инициатива понятна, более того она «идет в ногу со временем», заявил в комментарии НЕВСКИМ НОВОСТЯМ менеджер по развитию кибербезопасности в финансовых и торговых организациях департамента ИБ ГК Softline Дмитрий Тирский. Однако есть «ряд нюансов, которые должен отражать закон», добавил он.

«Кто будет оператором вновь создаваемой системы учета биометрических данных, каким образом будет предоставляться доступ к этим данным, каким образом будет выстроена система безопасности ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации, - прим.ред), каким образом будет осуществляться контроль за сбором и предоставлением биометрических данных? Из этого следует, что одним законом эту тему отрегулировать не удастся, нужны будут конкретизирующие подзаконные нормативно-правовые акты.

С другой стороны, сейчас использование биометрических данных регламентируется Федеральным законом № 152 «О персональных данных» и постановлением правительства РФ № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных». То есть новый законопроект также должен быть гармонизирован с этими документами.

Надеюсь, что законодателем совместно с правительством будут проработаны эти вопросы, и мы в итоге получим рабочий документ, который сформирует как понятийный аппарат, так и процедуры взаимодействия всех участников обработки биометрических данных при оказании банковских услуг».

Ранее сообщалось, что вводить единую биометрическую систему идентификации клиентов российские банки начнут в 2018 году. Однако уже существуют банки, которые планируют в скором времени добавить технологии по распознаванию лиц. Например, Сбербанк этим летом в российской столице установил первый биометрический банкомат с данной функцией. Пока его тестируют сотрудники отделения банка.

По словам Дмитрия Тирского, на сегодняшний день банки уделяют «повышенное внимание персонализации услуг для клиентов». Именно поэтому активно развивается мобильный банкинг, когда человек видит продукты и сервисы, которые он использует (балансы счетов, уведомления по кредитам и так далее).

«Клиенты хотят получать персонифицированные предложения по продуктам банков - то есть предложения, учитывающие реальные потребности. Можно сказать, что все это ведет к взаимной лояльности банка и клиента - сам банк идет навстречу своему клиенту, так и клиент заинтересован в банке, который помогает решать именно его проблемы. В связи с этим применение биометрии может существенно облегчить коммуникацию и сократить дистанцию между ними (за счет применения процедур аутентификации с применением биометрии) и время, которое на это тратится».

Таким образом, биометрия не всегда применяется в качестве инструмента аутентификации, но и «как способ повышения лояльности», констатирует эксперт. По его словам, самое перспективное направление сегодня – это «аутентификация клиента при использовании мобильного банкинга».

«Это очевидный тренд развития банковских услуг для физических лиц. Причем для данного способа аутентификации вполне возможно и целесообразно использование различных биометрических атрибутов – сканирование отпечатков пальцев (если мобильное устройство предоставляет такую возможность), распознавание по голосу, распознавание почерка (например, подпись)».

В перспективе, говорит Дмитрий Тирский, обслуживание в офисе банка не будет требовать обязательного предъявления паспорта. Специалисту уже заранее известны имя и фамилия клиента. Достаточно просто озвучить запрос. Технически реализовать это можно уже сейчас – «камер наблюдения в офисах банка хватает, а вопрос качества идентификации – это вопрос всего лишь развития самой технологии распознавания лица клиента», поясняет эксперт. Вместе с тем применения биометрического метода сопровождается определенными сложностями.

«Для повсеместного внедрения биометрических технологий необходимо техническое оснащение устройствами для снятия биометрических данных, необходимо повышать точность и качество работы этих устройств (качество распознавания голоса зависит как от качества преобразования голоса в смартфоне, так и от качества сети передачи данных и так далее), а это процесс не быстрый.

Иными словами, до тех пор, пока вероятность надежного и качественного распознавания биометрических данных будет ниже условных 99%, массового применения биометрических технологий, особенно, в ответственных приложениях, не случится», - заключил Дмитрий Тирский.

Материалы по теме: