«Суббота» VS «Открытая сцена» или история одной театральной драмы с возможным хэппи-эндом

30.01.2015 14:29 1113
Санкт-Петербург, 30 января. На днях стало известно, что петербургский государственный театр «Суббота» отстоял свое право на юридическую независимость,
Санкт-Петербург, 30 января. На днях стало известно, что петербургский государственный театр «Суббота» отстоял свое право на юридическую независимость, начав акцию сопротивления после того, как по инициативе городского Комитета по культуре было выписано предписание на объединение театра с городским центром по развитию малой и экспериментальной сценической формы«Открытая сцена» с условием смены директора и названия театра. После встречи за круглым столом роли поменялись – теперь «Открытая сцена» стала подразделением «Субботы» без посягательств на ее юридическую независимость. НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с представителями обеих сторон и вспомнили, как начинался конфликт. Добро без предупреждения А начался он еще в октябре 2014 года, когда Комитет по культуре огласил новую идею по созданию в городе центра, призванного объединить под своим крылом «бездомные» театры, имеющие небольшие финансовые ресурсы и не обладающие своим собственным помещением. «Открытая сцена» при этом должна была стать связующим звеном, помогающим этим «малым театрам» административным ресурсом, обеспечивающим им резиденцию на нескольких городских площадках, получение бюджетных денег и госзаданий на новые постановки. При этом, став участниками инфраструктуры под началом «Открытой сцены», театры должны были передать свое директорство единственному лицу, руководителю «Открытой сцены» Филиппу Вулаху. Кроме того, у «Открытой сцены» и театров, входящих в ее состав, должны были стать едиными бухгалтерия и лицевой счет. Объединиться под началом «Открытой сцены» должны были несколько петербургских театров: «Суббота», «Небольшой драматический театр», «Наш театр» и театр post. Со слов некоторых коллективов, получивших «повестки» в Комитет по культуре для оглашения новой инициативы, новостью этой их буквально огорошили, не проведя предварительной беседы ни с ними, ни с Союзом театральных деятелей. Протест сразу высказал художественный руководитель Небольшого драматического театра Лев Эренбург, сказав, что закроет театр, если он попадет в объединение «Открытая сцена». Так, НДТ достаточно быстро вышел из игры. Почему Гуськов? Приглашение получила и директор театра «Суббота» Татьяна Кондратьева. При этом театр «Суббота», в отличие от остальных, свое помещение имеет и вполне успешно существует уже 45 лет. «14 октября я была вызвана на коллегию Комитета по культуре, где было объявлено, что решили открыть некую структуру «Открытая сцена». Для этого они возьмут устав театра «Суббота», переименуют его в «Открытую сцену», при этом «Суббота» и еще несколько театров станут ее подразделением. Директором этого объединения будет Филипп Вулах. А с 15 октября я перестаю быть директором театра «Суббота», уступая ему место», – рассказывает Татьяна Кондратьева. Осенью прошлого года к «Открытой сцене» было привлечено много внимания. Активную работу организация должна была начать 1 января. Примерно к этой дате и начался скандал с «Субботой», которая бросила клич через интернет с просьбой подписать петицию в защиту от вступления в эту организацию. На вопрос НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, почему подписи начали собирать только в январе, Татьяна Кондратьева ответила, что до последнего хотела решить вопрос, не привлекая внимания: «Театр вполне официально пытался достучаться до Комитета по культуре, не привлекая широкой общественности. Мы писали письмо вице-губернатору и губернатору, депутатам Заксобрания, в СТД с просьбой не уничтожать театр «Суббота» как юридическое лицо. Потому что бесправность пугает. «Небольшому драматическому театру» удалось выйти из этой структуры, Стукалов (Лев Стукалов – художественный руководитель «Нашего театра» – прим. корр.) из «Нашего театра» также не приветствовал этой структуры, но так как он не является юридическим лицом, может быть, он не был так активен, так как меньше терял. Мы же расценили это как катастрофу. Что такое – потерять юридический статус? Это значит, что росчерком пера любой сменившийся директор мог бы сделать с театром вообще что угодно. Даже в этой ситуации мы не защищены, а при таком положении дел это означало бы потерять всё. Например, юридический адрес, закрепленный за театром, переходит к другому лицу. Что бы нам ни говорили, веры в благие намерения не было. Ведь этот вопрос не обсуждался с нами и с Союзом театральный деятелей». За несколько дней петицию подписали почти 800 человек. «Суббота» получила много слов поддержки не только от зрителей, но и от театральных деятелей, что придало коллективу театра сил и уверенности в отстаивании своей независимости. Почему именно этот театр заинтересовала Комитет по культуре, «субботовцы» объясняют невозможностью создания новых государственных бюджетных учреждений. А театр, по их мнению, выступил как козел отпущения. «Мы считаем, что мы – «Гуськов» Комитета по культуре. Помните фильм «Гараж»: «Почему Гуськов? А кого еще?». Нашему творческому лидеру Юрию Александровичу Смирнову-Несвицкому 82 года. Вероятно, посчитали, что он не восстанет. Но рядом с ним мы не находимся в творческом застое, он остается художественным руководителем, но при нем есть режиссеры, которые так же формируют репертуар и дальнейшее развитие театра. Но это странно, что же мы по законам джунглей живем?» – говорит Татьяна Кондратьева. Комитет по культуре, как и администрация «Открытой сцены», пошли навстречу театру и провели собрание всех действующих лиц этой театральной драмы. В результате театр «Суббота» отстоял свою правовую независимость, хоть и с кадровыми перестановками. Согласно последнему решению Комитета по культуре, театр «Суббота» сохраняет свой юридический статус и название. «Открытая сцена» становится подразделением театра «Суббота». Со слов первого заместителя председателя Комитета по культуре Бориса Илларионова, деятельность «Открытой сцены» никак не затронет художественную и финансовую автономию театра «Суббота». Между тем, согласно изначальному плану, директором «Субботы» стал Филипп Вулах, а Татьяна Кондратьева теперь заняла должность заместителя директора, но под ее началом по-прежнему будет осуществляться творческое руководство. Сменился также и главный режиссер, им был назначен Петр Смирнов. «Субботовцы» до сих пор воспринимают эту историю как вероломный акт, и не понимают, за что им все это. «Мы ничем не провинились перед городом. Мы выполняем все госзадания. При этом у нас маленький коллектив – всего 16 актеров. По закону 40 актеров должны играть 220 спектаклей в год, как мы, но у нас это делают 16 штатных и несколько приглашенных человек. Мы очень рады, что театр оставили самостоятельным юридическим лицом. Потому что при смене обстоятельств снова вернуться в статус бюджетного учреждения будет фактически невозможно», – резюмирует Кондратьева. «Какие бы благие намерения ни преследовала «Открытая сцена», начинать их так неправомочно (не с юридической, а с нравственно-моральной точки зрения) было недопустимо. Когда вся эта история только начиналась, Татьяна Кондратьева не сообщала нам обо всем этом, чтобы мы не беспокоились. Уже потом, когда ситуация стала действительно серьезной, она посвятила в наши проблемы лидеров театра. Все то время, когда раздувался скандал, господин Вулах в интервью городским СМИ говорил, что этот скандал обусловлен личным интересом Татьяны Кондартьевой, которая обеспокоена тем, что лишится должности, а труппа в подавляющем большинстве руками и ногами «за». Но труппа ничего не знала об этом и никоим образом не могла ничего поддержать. Мы так до сих пор и не знаем, какие творческие цели преследует «Открытая сцена», – добавляет режиссер театра Владимир Абрамов. По мнению «Субботы», ситуация притормозила не только благодаря широкому резонансу, но и тому, что театр решил воспользоваться поддержкой многих своих знаменитых отпрысков, имена которых известны на всю страну. Тем не менее, этот ход конем остается в резерве, и оглашать имена театр зарекся. Однако, всем известно, что «субботовцами» в свое время были Константин Хабенский, Семен Спивак, Анжелика Неволина, Григорий Гладков, Михаил Разумовский и другие. При этом коллектив «Субботы» отмечает, что вовсе не хотят никакой войны и скандала, но желают продолжать жить своей жизнью. Тем более что за 45 лет своего существования театр это заслужил. Помещение на улице Звенигородской театр получил в 2002 году. До этого он занимал место в ДК «Пищевиков». За свою долгую историю «Суббота» прошла много инкарнаций от бездомного театра до государственного. Коллективу вдвойне обидно от того, что последние два-три года «Суббота» находилась в расцвете сил – в помещении был сделан ремонт, были налажены постоянные выезды на фестивали. «Были разные времена, но мы были включены в систему государственного финансирования исключительно за свои творческие достижения», – отмечает Кондратьева. Тем не менее, «Суббота» заявляет, что вовсе не противится появлению в городе новых возможностей для развития молодых коллективов и бездомных театров. Тем более что им очень знакомы трудности безденежного существования. «Мы прошли через многое, и безусловно понимаем, что театру без государственного финансирования очень тяжело жить. И мы никоим образом не хотим бросать камень в Комитет по культуре, они наши друзья, мы просто хотим, чтобы бы они тоже поняли нас. Сейчас есть подвижки в понимании. И то, что они оставили нам наш статус – это уже очень важно», – сказала Татьяна Кондратьева. На последней встрече был создан документ, прописывающий регламент отношений театра с «Открытой сценой». «Суббота» обозначила испытательный срок до конца сезона, для того, чтобы выяснить, насколько благой и безопасной для них станет инициатива Комитета по культуре. Как сказали «субботовцы», если интересы театра будут ущемлены, они будут вынуждены снова «встать на тропу войны». Пусть никто не уйдет обиженным Филипп Вулах – узнаваемое лицо в театральных кругах Петербурга. Некогда он занимал пост руководителя международных связей в БДТ. Теперь, будучи директором «Открытой сцены», Вулах со всех экранов и газет заявляет – никакого захвата власти он производить не собирается, а просто хочет создать в городе новую инфраструктуру для развития «малых театров». На вопрос, почему в список попал театр «Суббота», Вулах отвечает, что это решение Комитета по культуре, которое он, как наемный менеджер, не имеет права обсуждать. Как только «Открытую сцену» ни называли журналисты и сами ее члены: холдинг, конгломерат, объединение, проект, инфраструктура. Если говорить правильно с точки зрения самих представителей «Открытой сцены» – это городской центр по развитию малой и экспериментальной сценической формы, созданный на базе театра «Суббота», и заниматься он будет проведением фестивалей, конференций и помощью молодым независимым режиссерам. Для этих целей было выделено два здания на городских окраинах: на улице Михайлова, 14 А, и здание кинотеатра «Уран» на Ярославском проспекте, 55. Помещение на Михайлова требует капитального ремонта, который может растянуться на несколько лет, чего не скажешь о кинотеатре «Уран» недалеко от метро «Удельная» – здесь ремонтные работы начнутся в апреле этого года, сама площадка должна заработать осенью. В течение этого года кинотеатр «Уран» сменит свою функцию и преобразится в мультикультурный комплекс, художественным руководителем которого станет режиссер Дмитрий Волкострелов, а его театр post – ведущим резидентом этого комплекса. В «Уране» планируется проведение разнообразных современных проектов, связанных не только с театром, но и с музыкой и кинопрокатом. В центре будет так называемый ведущий резидент – театр Дмитрия Волкострелова, а также резиденты, которые будут занимать площадки «Урана» время от времени со своими проектами. Дмитрий Волкострелов в должности худрука этого места будет формировать и его художественную политику. В его обязанности входит отбор деятелей, которые смогут представлять свое творчество на площадках комплекса. Здания на окраинах были выбраны неспроста – одно из основных направлений деятельности «Открытой сцены» станет удовлетворение культурного запроса жителей окраин. Со слов Филиппа Вулаха, процесс этот непростой, механизм его происходит по сложной траектории. В целом, принципиальной задачей центра «Уран» станет предоставление жителям отдаленных районов культурного предложения, не доступного им из-за отдаленности от центра. На данный момент режим существования «Открытой сцены» поменялся, и она не включает в себя и не берет шефство над театрами, фигурирующими в октябре прошлого года. Так, к примеру, «Наш театр», существующий на базе ГКФУ «Петербург-концерт», со слов Филиппа Вулаха, в данный момент высказал желание сотрудничать с «Открытой сценой». Дирекции обеих организаций находятся на стадии переговоров. «Петербург-концерт» имеет ограниченные возможности для работы театра. «Открытая сцена» располагает возможностями для предоставления определенных ресурсов для «Нашего театра». В любом случае, это вопрос очень непростой. Даже если «Наш театр» перестанет быть частью «Петербург-концерта» и примет решение о сотрудничестве с «Открытой сценой», ключевым станет вопрос имущества, которым пользуется «Наш театр», и которое находится в управлении «Петербург-концерта». Логично предположить, что в этом случае имущество должно перейти под управление «Открытой сцены», а это очень непростой вопрос, связанный с управлением государственным имуществом. В этом случае нельзя идти впереди паровоза и пытаться что-то решить нахрапом», – рассказал Филипп Вулах НЕВСКИМ НОВОСТЯМ. На вопрос, будут ли использоваться помещения «Субботы» для воплощения проектов «Открытой сцены», Вулах сказал, что будут использоваться только для «проката партнерских театров из других регионов. Например, в случае обмена гастролями». «В этом смысле ничего нового «Открытая сцена» не несет, и никакой угрозы зданию не представляет», – отметил он. Филиппп Вулах также сказал, что если «Открытая сцена» сотрудничает с театрами для проведения совместных проектов или фестивалей, это не значит, что эти театры войдут в состав «Открытой сцены». На будущий год у «Открытой сцены» намечено несколько проектов. Один из них, «Майский Петербургский шоукейс», связан с продвижением петербургской культуры за рубеж. В его рамках западным экспертам (критикам, программным директорам западных и восточных театральных фестивалей) будут показаны спектакли, которые теоретически смогут их заинтересовать. Спектакли будут выбраны из текущего репертуара нескольких петербургских театров, в том числе и «Субботы». Текст: Диана Колобаева Еще по теме: Петербургский театр «Суббота» отстоял свое право на независимость, но с кадровыми перестановками Петербургские театралы обратились к губернатору с просьбой сохранить театр «Суббота»
Новости партнеров: