Выборы 2018. Все самое важное о главном событии текущего годаВыборы 2018

Сопредседатель партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев рассказал о пяти выдающихся петербуржцах

17.10.2017 11:11 849
Новым участником рубрики стал сопредседатель партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев.

Несмотря на то, что участником рубрики в этот раз стал политик, мы не увидим упоминаний о Петре Первом, Владимире Ленине или нынешнем президенте. Каждый из пяти жителей города на Неве, которых выбрал наш герой, имеет собственный почерк, а потому каждый из них бескомпромиссен. Все выбранные петербуржцы оказали влияние на героя рубрики в детстве и юности, иными словами – оставили неизгладимый след. Итак, сегодня участником рубрики «Пять петербуржцев» стал сопредседатель партии «Другая Россия», автор книг «Ким Ир Сен» и «Эдуард Лимонов» в серии ЖЗЛ Андрей Дмитриев.


ЛЕВ ГУМИЛЁВ 

Сын знаменитых наших поэтов Серебряного века и сам был поэтом и написал пару десятков прекрасных стихотворений. Да и всем своим творчеством он, по сути, исторически, научно обосновал строчки Александра Блока: «Да скифы мы, да азиаты мы с раскосыми и жадными очами…». Его книгами о гуннах и тюрках, о древней Руси и великой степи, об Александре Невском, побратавшемся с сыном Батыя Сартаком, о людях длинной воли – пассионариях, двигающих историю вперед, о циклах жизни и смерти народов, о теории этногенеза я стал зачитываться в школе класса так с шестого. Это целая вселенная, а Гумилёв – её титан. Лев Николаевич показал, что русский мир теснее связан с миром кочевников и тюркских народов, чем с Западом, а государство Российское является продолжателем дела единства земель Евразии. 

АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ 

Речь ни в коем случае не идет о Невзорове последних лет двадцати – любителе коней и разоблачителе попов, депутате от «Единой России» и доверенном лице Владимира Путина, а ныне кумира либеральной интеллигенции с «Эха Москвы». Речь идет о временах легендарных «600 секунд», которые я еще ребенком и подростком смотрел вместе с родителями. Это был переворот в журналистике: интервью у умирающего братка, раненого в ходе разборки, стреляющие по чайкам на свалке из самодельных луков бомжи, крысы, валящие статуэтку Медного всадника (под животными имелись в виду депутаты Ленсовета)… Такого не делал никто. Улицы не только в Ленинграде, но и в других городах страны пустели, когда начиналась невзоровская десятиминутка ненависти и трэша. И, да, Глебыч вопреки тогдашнему мейнстриму был национал-патриотом, снимал репортажи про прибалтийский ОМОН, ездил на войну в Приднестровье, был в осажденном Белом доме в 93-ем. Сегодня он покаялся за всё это, перестав быть, по выражению Александра Проханова, красно-коричневым, ну а я таковым и остался.

СЕРГЕЙ КУРЁХИН 

Курёхина мы считаем своего рода крестным отцом питерских нацболов. Со стены партийного штаба Сергей Анатольевич глядит на нас с плаката в роли флотского офицера в фильме «Два капитана-2». Как известно, когда композитор и музыкант мирового уровня, создатель уникальной «Поп-механики» вступил в ныне запрещенную НБП, это породило гигантский скандал, наезды на него всей питерской либеральной интеллигенции и насмешки прессы. Однако Капитан яростно отстаивал свои взгляды и свой выбор. Национал-большевизм казался тему порывом свежего ветра в затхлой атмосфере торжества цинизма и чистогана.

Ну а круче концерта «Поп-механика 418», состоявшегося осенью 1995 года, я до сих пор ничего не видел и не слышал. Дугин читал сатанинские заклинания, Лимонов пел «Так значит нам нужна одна победа», по сцене ходили собаки и тевтонские рыцари, выносили вавилонскую блудницу на подносе, взмывали над залом на качелях пожилые советские актрисы в роли ведьм и всем этим дирижировал четырёхрукий Курёхин в роли бога Шивы. А через 9 месяцев Сергея не стало. Помню многолюдные, но какие-то тихие и не официозные похороны в Комарово, после того как тогдашняя городская администрация отказалась предоставить место на Литераторских мостках.

АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ-ФРОНТОВ 

Малоизвестный широкой публике ленинградский авангардный композитор и художник Лебедев-Фронтов начинал творить ещё с начала 80-х годов. Его проекты «Линия масс», студия Ultra, «Ветрофония» (совместный с Николаем Судником) представляют собой классику отечественного индастриала. Рвущие барабанные перепонки шумы техногенного и естественного характера, изломанный бит, сэмплы из маршей 1920-1930-х годов и нечеловеческие крики под видео со старых кинохроник и коллажи – примерно так это выглядит на концертах.

Параллельно Александр, разрабатывая ту же линию, связанную с ранним авангардом и радикальными политическими течениями ХХ века, стал создавать различные коллажи, черно-белые фотографии и картины. Он же стал автором классических плакатов ранней НБП, вроде направляющего на тебя пистолет Фантомаса с подписью «Вставай, проклятьем заклейменный!» или отряда красноармейцев с транспарантом «Будьте вы все прокляты». Когда я впервые увидел эти вещи, как и многие другие нацболы 90-х, то сразу почувствовал: «Вот оно, это наше!». Фронтов глубоко чужд понятиям пиар и промоушен. Как-то раз ему предложили издать пластинку большим тиражом в Японии. «Зачем мне это?» - удивился он. Тем не менее, на его редких выступлениях в Питере залы всегда полны, а, значит, и влияние на умы сохраняется.


АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ 

Единственный безусловный гений современного российского кинематографа, рядом с которым и поставить решительно некого. Алексей Октябринович поражает тем, насколько четкий портрет эпохи девяностых и нулевых удалось ему создать в своих фильмах. В том числе портрет нашего города, поскольку он сам плоть от плоти Васильевского острова, где он жил, где снимались «Странные дни» и «Брат», где он и похоронен. 

Место, где снимали фильм «Брат».

Могила Алексея Балабанова.

У него прекрасно получалось работать во всех жанрах. Мой любимый «Про уродов и людей» и Замок» – артхаус, «Брат-2» – боевик-блокбастер, «Жмурки» – комедия, «Мне не больно» - мелодрама, «Груз-200» – психологический триллер и так далее. Жаль, что не увидим задуманный им фильм о молодых годах Сталина, была бы ещё и историческая лента (хотя про революцию он уже довольно ядовито высказался в «Морфии»). Получается, что жанр не важен, важен почерк мастера. Недаром либеральная публика сегодня так злобствует по поводу Балабанова, выводя от Данилы Багрова «Крым наш», народные республики Донбасса, Гиви и Моторолу. Действительно, он предсказал приход новой эпохи с новыми героями, хоть сам до этого времени и не дожил…

Андрей Дмитриев на митинге.

Материал подготовила Надежда Дроздова

Материалы по теме: