Михаил Зыгарь: История про мрачную страну, которая обречена быть авторитарной – это история про другую страну

18.11.2017 18:41 5103
Михаил Зыгарь презентовал в Петербурге новую книгу «Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917».

Что мы знаем о России начала XX века? Можем ли объективно оценивать не только власть того времени, но и общество? В Северную столицу приехал писатель и журналист Михаил Зыгарь, который не только представил свою новую книгу, но и вызвал интерес у слушателей – неужели Россия при Николае II была не так плоха, как нам всегда говорили? В чём была наша сила, брат? Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ посетила презентацию и теперь делится самым интересным.


17 ноября в книжном магазине «Подписные издания» на Литейном прошла презентация книги «Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917» Михаила Зыгаря. Бывший военный корреспондент, экс-главный редактор телеканала «Дождь» и создатель проекта «1917. Свободная история» рассказал петербуржцам о своём взгляде на историю.

«Я не считаю себя историком. Я писал эту книгу как журналист, и подходил к работе чисто с журналистской точки зрения. У меня была идея – проинтервьюировать людей, которые жили сто лет назад, так, как если бы они жили сейчас. Есть много разных способов узнать подробно об их психологии, собрать их показания через их дневники, письма, через дневники их друзей, коллег, их жён и детей.

Мне очень важно было идти именно через людей потому, что в этом моя концепция. Мне давно уже стало казаться, что у нас нет истории российского общества. У нас, как мне кажется, всегда история России воспринималась как история государства. Так сформулировал это Карамзин, и так с тех пор все делают. И даже не государства, а государей. История очень чётко фокусируется на правителе страны, на том, что происходит у него в голове, какие решения он принимает, и от его выбора всё зависит. Больше особенно никаких действующих лиц там нет. А то, что там был народ, общество, которое тоже переживает по поводу происходящего, стоит перед дилеммой, решает вопросы, вообще находится за скобками. Меня эта недоработка или парадокс всегда тревожили, и показалось, что это стоит попробовать исправить. Я не знаю, насколько эта традиция приводит к тому, что возникают стереотипы, что от нас ничего не зависит, мы ничего не можем поменять, и всё решено за нас. В истории так и было: всё решало первое лицо. Главной целью книги было рассказать историю российского общества, историю важнейших людей, которые жили сто лет назад, и передать, как они это чувствовали, перед каким выбором они находились, что они думали по поводу того, что происходит.

Из современной политики и журналистики я перепрыгнул на сто лет назад, в то время, которое предшествовало 1917 году. Тот период самый классный в истории российского общества. Это уникальный период, когда российское общество было самым мощным, самым сильным и самым активным. Если вы забьёте в Гугле «самый известный русский» лучше по-английски, то примерно ТОП-50, за исключением Путина и Шараповой, будут те люди, которые жили сто лет назад. Как на подбор, они все могли даже встретиться в пределах Литейного проспекта. Это то самое российское гражданское общество, которое существовало сто лет назад: Дягилев, Кандинский, Малевич, Станиславский, Распутин… Благодаря их усилиям Россия была самым популярным государством.

Я два года посвятил тому, что общался с этими людьми – читал дневники, письма… Самое главное, что пришло мне в голову – мы совсем не знаем ЭТУ страну. Россия, которая существовала сто лет назад, грубо говоря, к нам имеет такое отношение, как цивилизация Майя к современной Мексике или Римская Империя к современной Италии.

ТОП-5 поразивших открытий:

Первое. В России не пытают. Пыток нет.

На площади у Казанского собора проходит первый митинг, настоящая акция протеста, первая в истории России в марте 1901 года. Не просто студенческие волнения, а когда разные люди, представители самых разных слоёв (дворяне, купцы, студенты) выходят, объединённые одной идеей. В толпе среди них идёт молодая журналистка Ариадна Тыркова. Она случайно попадает в оцепление, её везут в участок. Она расстраивается: дома дети маленькие, мужа нет… Но при этом она говорит, мол, «одно, конечно, успокаивает, что Россия, слава богу, уже не варварская страна, что в России уже давно не пытают», в государстве уважают права человека.

Второе. В России, очевидно, очень высоко ценится человеческая жизнь, потому что здесь нет смертной казни.

Россия в начале XX века – самая гуманная страна в мире. В конце XVIII века Елизавета Петровна, собираясь совершить государственный переворот и стать императрицей, поклялась перед иконой Ладожской Божьей Матери, что если она станет на престол, то отменит смертную казнь. Так и произошло. Маленькое исключение – государственные преступления. Тех, кто покушается на императора или те, кто готовит переворот, можно казнить, но только по личному решению императора. За весь XIX век в России казнят всего 300 человек. За один год в 60-е, оттепель – тысяча или две тысячи в год.

Третье. В России существует независимый суд.

В России появляется суд присяжных… Все знают дело Бейлиса. Мужчину-еврея, работавшего приказчиком на фабрике, обвиняют в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика. Два года длится суд, очевидно, власти пытаются давить (особенно Министерство юстиции старается способствовать исполнению приговора), но адвокатское сообщество в Петербурге начинает бастовать. Группа адвокатов, самых известных, пишет открытое письмо, разоблачая махинации Министерства юстиции. В итоге процесс оканчивается тем, что присяжные оправдывают обвиняемого.

Четвёртое. В России уважается институт выборов.

С 1905 года происходят выборы в Государственную Думу. Сложный закон, кривая система… Но это приводит к тому, что в Госдуму всякие раз проходят представители оппозиции.

И вот пример. Третьи выборы в Госдуму. Жуковский приходит к замминистру внутренних дел, и тот открывает сейф и даёт ему пачку денег: «Это Вам на организацию выборов». Жуковский говорит: «У меня есть, из бюджета уже выделили». «Нет, вы не поняли, это Вам на организацию выборов». «Нет-нет, не надо, у меня есть деньги…». «Нет, возьмите, нам нужно, чтобы выборы были организованы правильно!». «Не нужно!», - и уходит. Жуковский приезжает в Москву и только там понимает, что ему деньги не просто так давали, а чтобы он обеспечил правильные выборы. И он с ужасом подумал: «А ведь были и те, кто взяли деньги!».

Пятое. Странная история про коррупцию.

Мы все знаем, что в России все воруют, что коррупция – это второе имя России. Но странное отношение к коррупции у той России, которая была больше ста лет назад. Сплошь и рядом возникают коррупционные скандалы, в ходе которых высшие госслужащие уходят в отставку, а иногда их отдают под суд. Самый лучший пример, когда из-за обвинений в коррупции в отставку уходит дядя императора. Родной дядя, великий князь Алексей. Он младший брат Александра III, верховный главнокомандующий флота. Он руководит всеми операциями в ходе русско-японской войны. Против него все настроены потому, что разворовал деньги, флот плохо оснащён… В 1906 года он не может выйти из дома, а если выходит, то его карету забрасывают камнями: толпа бежит за ним и кричит «Вор!». У него нет выбора, и он уходит в отставку просто потому, что общественность подозревает его в том, что он коррупционер. И таких примеров много.

Вывод.

Очень странная история, очень странная страна, про которую у нас есть очень много стереотипов, про которую нам всегда говорят, что в России всегда всё одно и то же, так было и будет всегда. Но мы ничего о НЕЙ не знаем.  История про мрачную страну, которая обречена быть авторитарной – это история про другую страну, я про такую страну ничего не прочитал в воспоминаниях людей, с которыми так долго знакомился».


Материал подготовила Надежда Дроздова

Материалы по теме: