Автор-исполнитель Гребенщик рассказал о пяти выдающихся петербуржцах

28.11.2017 15:00 4250
Виталий Гребенщиков рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о пяти выдающихся жителях Северной столицы.

                                                                                                                                                   Автор фото: Тая Овод.

В Петербурге огромное количество людей, которые занимаются творческой самореализацией и заражают своим примером поклонников и друзей. Иногда мы недостаточно знакомы с тем, что они создают, и потому можем недооценить их труды или вообще пройти мимо них. Поэтому рубрику «Пять петербуржцев» вести вдвойне приятней: никогда не знаешь наверняка, кто станет её героем, кого в пятёрке мы увидим, и какие грани этих людей перед нами откроет участник рубрики.

Гребенщик – так называет себя петербургский музыкант, который играет свои песни и исполняет композиции на стихи Иосифа Бродского. Строчкой «Ценою твоих идей будет день» заканчивается куплет песни «Коробка» Виталия Гребенщикова. Герои, о которых рассказал Виталий, именно такие: своими идеями они создают новый день. И не только для себя.


При мысли о великих петербуржцах в голове сразу возникает список из творцов, которых я читал и слушал: Достоевский, Бродский, Цой… Такой канонический список. Творения этих людей — часть ландшафта, в котором мы находимся, а их жизни — уже история, многократно изложенная, к которой мне нечего добавить. Поэтому я решил рассказать про удивительных людей, живущих сейчас и с которыми судьба однажды свела меня лично. Это люди, чьи дела и есть их жизнь.

ДЕНИС АНТОНОВ 

Мы познакомились в первом классе средней школы в Выборге, в 90-х, ещё в кассетную эпоху. Вместе сильно увлеклись музыкой. И дальше он делал всё на шаг вперёд: вместо песен на трёх аккордах приносил табулатуру нирвановского Unplugged In New York и раскладывал это всё на четверых; вместо беспрекословного поклонения панк-року параллельно интересовался хип-хопом, брит-попом и всем актуальным; вместо игр на первом компьютере уже записывал свой альбом. 

Потом мы вместе переехали в Петербург, и Денис полностью ушёл в музыку, начал изучать звукорежиссуру, осваивал разные инструменты, продолжал барабанить в П.Т.В.П., делал самую крутую инструментальную группу города — Uniquetunes. 

Фото из архива Дениса Антонова.

Осенью 2010 года, после некоторых жизненных неурядиц, я ненадолго въехал в небольшую квартиру на Чернышевской, которую снимал Денис. Приходил с работы в копи-центре и видел, как он расхаживает по кухне, скручивает и курит табак, делает заметки в блокнот. Тут же лежала гитара, подключенная к ноутбуку. Он сочинял и записывал материал для будущего сольного проекта The Clones Project. Обстановка казалась мне очень кинематографичной, хотя по сути это был его обычный вечер. 

В следующий раз я появился у него спустя годы, уже со своими самостоятельными записями. Денис согласился помочь мне со сведением. Я не знал, как он отнесётся к материалу, музыкально всё это было незамысловато, по сравнению с его проектами. После того как мы всё доделали, накануне выхода релиза, я получил от него сообщение: «Какой же о*****ый альбом! В нём есть жизнь!» Конечно, это стало для меня большой поддержкой. 

Сейчас Денис Антонов плотно занят в cпектаклях театра АХЕ как композитор и звукорежиссёр. Не перестаёт участвовать в ряде музыкальных групп. Его игру на барабанах можно смотреть и слушать бесконечно! Ещё он хороший мелодист и саунд-продюсер. Денис побывал уже во многих местах мира, но как-то поделился, что жить всё равно хочет только в Петербурге. 


ЛИЛИЯ БУРДИНСКАЯ

Человек танца. Лилия всю жизнь занимается тем, что называется Contemporary Dance. Делает постановки как хореограф, танцует сама, проводит мастер-классы, возглавляет Liliya Burdinskaya Dance Company, постоянно исследует свой предмет, ездит по миру за новым опытом, привозит мастеров в Россию. 

Я увидел её впервые в 2011 году. Это было небольшое совместное выступление с петербургскими музыкантами Synergy Orchestra. Танец никогда особо не впечатлял меня, но тут я просто обалдел. Позже, когда я был зрителем нескольких её полноценных работ, эффект был тот же. Сидишь перед началом с ворохом предвзятых мыслей: «что, как, движение, проекции, зачем…» Лилия начинает танцевать, и ты проваливаешься куда-то очень глубоко. «Получил по шапке» от неведомой силы, и никаких тебе больше мыслей! 

Фото из архива Лилии Бурдинской.

Оказалось, что Лилия ещё и человек слова: посты в блог, черновики книг, ответы на вопросы людей. Я так и не разгадал, что это было такое, но каждый раз, когда заглядывал в её тексты, внутри прямо щемило и становилось не по себе от того, как мало я делаю верного. Её история — реальная история о красоте, творчестве и пути. 

Ещё мне удалось немного пообщаться с Лилией лично, в основном про книги. Авторы, которые попали в мои руки по её рекомендациям, до сих пор помогают мне в трудные периоды и в процессе работы над песнями. Думаю, есть достаточно людей, и не только тех, кто занят современным танцем, поймавших от Лилии заряд вдохновения. Она, может, даже не всегда догадывается об этом. Она танцует! 


АЛЕКСАНДР САВЧУК 

Как-то раз мой друг, петербургский актёр Александр Кошкидько, позвал меня на спектакль по Даниилу Хармсу. Я знал только, что он тоже участвует и что это театр Lusores. За время просмотра я пережил всё, от ужаса до искренней радости. Ужас продолжился и дальше, потому что я остался познакомиться с ребятами, а после того, что я видел, было совершенно непонятно, как с ними разговаривать. Но всё получилось. И я посетил все спектакли театра, восхищаясь их аскетичностью и мощью. 

Александр Савчук, режиссёр и главный двигатель театра Lusores, позвонил мне как-то и пригласил на репетицию. Сказал, что они начали работу над «Гильгамешем», с профессиональными актёрами что-то не заладилось, а у меня, кажется, нужная энергия, и роль подходящая — играть двойников, с Александром Кошкидько: «Мы всё сами сделаем, вам только красиво постоять надо будет. Давай попробуем». Так я на три года попал к нему в проект и удивительное театральное путешествие. А этот принцип «давай попробуем» оказался самым важным навыком, который я получил за это время. 

Фото из архива Александра Савчук.

Савчук ведёт тренинги, на которых помогает другим вытащить голос из-под груды ненужных поведенческих завалов. Ставит спектакли по сложнейшим текстам (Хлебников, русские апокрифы, шумеро-аккадский эпос и т.п.). Постоянно устраивает перфомансы и коллаборации («Норма», «Гамлет-Гаджет», «Акакакий и Акакакий»). Он большой интеллектуал, прямо человек-энциклопедия. Как-то раз мы попросили его провести экскурсию, пока прогуливались по Невскому. Кажется, мы шли несколько часов, он рассказывал практически про каждый дом и добавлял ещё историй сверху. Вообще, разговоры с ним это большое умственное удовольствие, а в рамках репетиций порой переходящее уже в какое-то экзистенциальное переживание. За время работы над Гильгамешем мы провели много таких часов. Меня восхищает его умение действовать напролом, с интуитивной уверенностью. К примеру, он мог назначить премьеру, когда мы бы ещё долго ковырялись и откладывали. Но в итоге всё всегда складывалось поминутно точно. Он быстро принимает решения и задаёт прямые вопросы, подталкивает «подзависших». Помимо театра Савчук часто находит и ставит интересные задачи самому себе. Например, за время работы над Гильгамешем он прослушал 500 лучших альбомов по версии Rolling Stone. И не просто прогнал подряд, а придумал систему повторений, слушал всё по нескольку раз, чтобы это не вылетело потом из головы, а стало его знанием. При этом он по-настоящему чувствует музыку. 

Александр Савчук живёт в Петергофе вместе с женой Викторией Евтюхиной (также педагогом и участницей Lusores) и двумя детьми. Он обожает Петербург и, кажется, знает про него всё. Очень рад тому, что знаком с такой уникальной и цельной личностью, и могу сказать, что этот человек оказал на меня большое влияние. 


СОФЬЯ МИРОЕДОВА 

Прежде всего художница. Кажется, рисовала всегда. Если бы мы перенеслись в древние времена, это она бы взяла в руку каменный резец и сделала первые пещерные рисунки. А сейчас грациозно управляется с любыми инструментами и материалами, от кисти до стилуса, от холста до планшетного дисплея. Поле её самовыражения включает все возможные варианты: регулярные авторские выставки живописи и рисунков, коммерческая иллюстрация для передовых журналов, всевозможные цифровые творческие проекты. Абстракция, портреты, обложки, комиксы, коллажи… 

Фото из архива Софьи Мироедовой.

Софья — суперзвезда иллюстрации и человек-бренд. Стильная и харизматичная, в 2011 году создала школу собственного имени, с кучей курсов и мастер-классов, на время объединив любителей визуального искусства в большую тусовку. Создала множество образовательных онлайн-программ. Делает групповые арт-путешествия за границу, совмещая приятное с полезным. Кстати, это одна из её главных черт: создавать и работать смакуя и не спеша. 

Человек с широким кругозором и любознательностью: много читает и исследует по темам своих проектов, не чурается художественной литературы, периодически пишет сама. Прекрасный собеседник на темы искусства, творческого мироощущения, да и просто на любые темы. 

В её работах есть неповторимая черта, свой стиль. Это какая-то гипнотическая физиологичность образов. Я всегда наперёд знаю, что любая её работа придётся мне по вкусу. И мне нравится такая предвзятость. 


НАТАЛИЯ ДМИТРЯКОВА 

Я узнал об этом человеке от подруг, неравнодушных к собакам. Это такие люди, которые не могут пройти мимо растерянного пса, бегающего по улице. Они остановятся, начнут выяснять что-то на месте, позвонят нужным людям, подадут объявление, возьмут на время домой. Такое сострадание к собакам отличается от обычной любви к животным, это какая-то особенная врождённая черта. 

Наталия Дмитрякова уже много лет хозяйничает в своём необычном доме в деревне Верхние Осельки (это примерно в получасе езды от города). Небольшой участок земли населяет около сотни собак. Это частный приют «4 лапы» для домашних животных с непростой судьбой. Ситуации бывают всякие разные, но если собака в итоге попала сюда, ей повезло. По крайней мере она не умрёт с голода, при необходимости её вылечат, про неё расскажут в интернете, и ей останется ждать, пока её заберут в новый дом. Приют содержится на средства хозяйки и на добровольные пожертвования. Огромный каждодневный труд по уходу за питомцами так же лежит на Наталье и её семье и иногда на паре местных работников. Ещё сюда приезжают волонтёры, привозят еду, выгуливают собак. 

Я был в приюте один раз, ездил с подругой, которая спасла и курировала там одного старенького пса. Видел десятки собак, в вольерах и бегающих вокруг, видел, как по-доброму к ним относится Наталия, и поражался всей этой картине! Она будто самоотверженно выполняет какую-то особую миссию. В интернете есть небольшой репортаж о приюте, в котором она рассказывает, что многие считают её ненормальной. Потом смеётся и говорит, что всё равно счастлива и по-другому уже не сможет. И мне кажется, что это как раз таки и есть нормальная жизнь по собственному призванию, непосильная другим и потому выдающаяся. 

Автор фото: Тая Овод.

ИТОГ 

В Петербурге есть удивительные люди, с которыми я начал взаимодействовать совсем недавно, поэтому рассказывать о них ещё рано. Есть те, с кем бы я очень хотел познакомиться, но пока не подвернулось случая. В основном это, конечно, музыканты. Но ещё больше хочется соприкасаться с интересными людьми и историями из других сфер деятельности. Обычно это сильно встряхивает и помогает взглянуть на жизнь с непривычной стороны. 

Материал подготовила Надежда Дроздова 

Материалы по теме: