Шаг навстречу аэроэкспрессу и другим «бандитским проектам»

01.12.2017 11:53 2031
Смольный подготовил документ, который еще дальше отодвинет депутатов от влияния на развитие транспортной системы города.

Пока системная оппозиция в ЗакСе продолжает попытки рассекретить условия «кабального» договора города и инвестора по ЗСД и даже разорвать соглашение, Смольный сделал «ход конем» и подготовил документ, который еще дальше отодвинет депутатов от влияния на развитие транспортной системы города. Во всяком случае, таково мнение ряда петербургских депутатов. С другой стороны, Петербург может стать современнее в плане транспорта. «Прекрасное далеко», правда, стабильно покушается на кошельки горожан.

Губернаторская инициатива

Засекреченные условия концессионного соглашения по Западному скоростному диаметру продолжают нервировать депутатов. Напомним, договор предусматривает стабильные выплаты инвестору из городской казны вплоть до 2042 года так называемой недополученной прибыли в случае, если трасса не будет давать необходимого дохода. Трасса такой прибыли не дает, горожанин платит. Подробно ситуация описана в материале «Западный скоростной диаметр – черная дыра городского бюджета?». Новым раздражающим фактором стали условия договора, касающиеся создания частного трамвая в Красногвардейском районе. Депутат Максим Резник в очередной раз усомнился в том, что соглашение между Смольным и ООО «Транспортная концессионная компания» соответствует закону, и пожаловался в прокуратуру. А в ближайшей перспективе маячат новые договора по типу государственно-частного партнерства – на создание Восточного скоростного диаметра и аэроэкспресса до Пулково. Будут ли раскрываться пункты соглашений, большой вопрос. В этой ситуации незаслуженно обойден вниманием законопроект, преодолевший на недавнем заседании городского парламента первое чтение. Документ предложен губернатором и касается он разграничения полномочий Законодательного собрания и правительства города в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в Санкт-Петербурге. «Закон развяжет руки для реализации новых безумных проектов, которые будут выкачивать деньги из налогоплательщиков», - убеждены депутаты от оппозиции.

Законодательная инициатива носит название «О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в Санкт-Петербурге». Документ устанавливает разграничение полномочий органов госвласти города в сфере создания условий для организации транспортного обслуживания населения. К полномочиям депутатов относится принятие законов, регулирующих отношения в указанной сфере, и контроль за их исполнением. К ведению правительства города документ относит разработку, утверждение и реализацию мероприятий по созданию условий для предоставления транспортных услуг, а также организацию транспортного обслуживания населения. «Разграничение полномочий позволит правительству Петербурга в лице исполнительных органов власти реализовать задачу по комплексному развитию в городе всех видов транспорта – в том числе, новых – и осуществлять бюджетное финансирование организаций транспортного обслуживания населения новыми видами транспорта, в том числе аэроэкспрессом и легкорельсовым транспортом», - говорится в пояснительной записке к закону.

Аэроэкспресс и другие «бандитские» проекты

Депутатов законодательная инициатива Смольного насторожила. Не будет ли полностью упущен контроль над действиями чиновников в транспортной сфере, и не грозят ли городу новые кабальные соглашения, при заключении которых в правительстве ни с кем советоваться не станут? Депутат от фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев убежден, что именно так и случится. «Вы говорите об аэроэкспрессе и других бандитских проектах, которые сейчас осуществляются комитетом по инвестициям. Почему вы никакой компетенции в данной сфере не оставляете депутатам, как представителям интересов населения? Все решения – нужен или не нужен аэроэкспресс – будут приниматься только правительством Петербурга?» - задал вопрос депутат представителю Смольного в ЗакСе. В ответ он получил уверения, что ничьи права ущемлены не будут. Но так как прогресс не стоит на месте, новые виды транспорта появляются, но нормы закона для них не утверждены, их надо определить, а также разграничить полномочия в отношении и развития новых видов транспорта между двумя ветвями власти. Парламентария этот ответ не удовлетворил. Он убежден, что закон верстался едва ли не ради решения вопроса с аэроэкспрессом, очередным концессионным проектом, который Ковалев называет «блудом».

«Мы понимаем, зачем такой закон был подготовлен. Весь город уже знает, что комитет по инвестициям Санкт-Петербурга вводит нас в очередной блуд с так называемым аэроэкспрессом. Проект стоимостью 24 млрд рублей на концессионной основе с экономической ответственностью города перед инвестором. Эта афера будет осуществляться в ближайшие годы, и мы, и наши дети будем платить за это, если мы допустим подписание такого соглашения. Только ради этого аэроэкспресса нам дают подписать бумагу, которая дает карт-бланш правительству Петербурга на создание любых форм организации любого транспорта, хоть на воздушной подушке, хоть на магнитной, хоть с одним рельсом, хоть с тремя. Мы с такой позицией согласиться не можем, потому что мы отвечаем за то, чтобы горожан не обманывали и не обкрадывали. Чтобы таких кровопийц, как по ЗСД, больше к нам не присасывалось», - комментирует депутат Алексей Ковалев.

По его мнению, есть возможность улучшить транспортную доступность аэропорта другими способами. Например, продлить в наземном варианте ветку метро от «Звездной» или от «Купчино» через Шушары, усилить наземный транспорт. Все эти варианты по реализации дешевле, чем аэроэкспресс. Более того, высокая стоимость проезда – в 350 рублей – и место прибытия делают аэроэкспресс не конкурентоспособным по сравнению с действующим вариантом проезда – метро плюс маршрутка. Инвестор не получит запланированной прибыли, а разницу будет по договору черпать из бюджета. «У нас не Москва, у нас иная ситуация с расположением аэропорта. Кроме того, аэроэкспресс, предполагается, не будет останавливаться в Шушарах, и не продлится в новые районы. То есть, аэроэкспресс будет ходить пустой, а мы всегда будем платить недополученную прибыль. Это воровство», - резюмировал Алексей Ковалев.

«В любой сфере есть спорные проекты»

Недоумение по поводу того, что Законодательное собрание готово отдать все рычаги управления в транспортном вопросе чиновникам, удивила и депутата от фракции партии «Яблоко»Бориса Вишневского. «Мы себе сажаем на шею очередных нахлебников, по недоразумению называемых инвесторами. Если закон в таком виде будет принят, вы получите и Восточный скоростной радиус, и аэроэкспресс, и много чего другого в сфере оказания транспортных услуг, после чего у петербургского налогоплательщика останется только одна обязанность – исправно платить «недополученную» прибыль инвестору вне зависимости от того, что будет происходить с инвестиционным проектом, - говорит депутат Борис Вишневский. - Или не надо принимать это вообще, или вносить очень серьезные поправки. Но в таком виде этот закон просто развяжет руки для реализации новых безумных проектов, которые будут выкачивать деньги из налогоплательщиков. Это закон не просто бессмысленный, но и вредный».

Дискуссию завершил представитель Смольного в ЗакСе Юрий Шестериков, примирительно подтвердив, что «в любой сфере существуют спорные проекты». Тем не менее, он высказался о том, что пока федеральное законодательство не успевает за развитием новых видов транспорта в мегаполисах, а регулировать его нужно: «Проект не регулирует исключительно аэроэкспресс. Он разграничивает полномочия, давая возможность тратить деньги на развитие проектов развития транспортной инфраструктуры. В разработке и обсуждении проектов участвуют в том числе и депутаты».

Так или иначе документ уже успел преодолеть первое чтение. В поддержку инициативы высказались 38 депутатов, двое воздержались, пятеро высказались против.

Юлия Медведева

Материалы по теме: