Ноу-хау в системе дошкольного образования России

20.01.2014 05:12 96
Что же такое стандарт дошкольного образования? Это определенные требования к

Что же такое стандарт дошкольного образования? Это определенные требования к структуре основных образовательных программ. Описаны условия для реализации этих требований, в их числе финансовые, материально-технические и другие требования, а также обозначена ответственность за результаты работы.

Стандарт состоит из трех основных компонентов: это требования к содержанию образовательной программы, к условиям ее реализации и к результатам освоения. Последний пункт определяет, какие личностные характеристики должны быть развиты у ребенка к моменту окончания детсада.

Стандарт для дошколят панируется вводить поэтапно, по мере готовности учреждений. В министерстве образования полагают, что для полного перехода к новым требованиям потребуется три года. За это время должны быть созданы условия, разработаны программы, подготовлены воспитатели. Согласно новому требованию, не реже одного раза в три года должно осуществляться повышение квалификации педагогов.

Зачем же нужен этот дошкольный стандарт? Если раньше говорили о том, что ребенок должен готовиться к школе, то с введением новых требований теперь школа должна «готовиться к ребенку». На взгляд разработчиков, нововведения должны уменьшить риски детства. Главный из которых – дефицит общения с родителями. У ребенка может развиться чувство недоверия к миру. Новые стандарты предусматривают некие формы развивающего взаимодействия: ребенок-взрослый, ребенок-сверстник. Они и должны установить доверие малыша к окружению. Кроме этого, ноу-хау предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. Раньше этого не было.

В чем же основные различия новых и старых стандартов? После нововведений родители вправе требовать от учреждения определенных результатов. В то же время у малышей должен появиться навык самодисциплины, самостоятельности и ответственности. Теперь главная задача воспитателя заключается в формировании у малышей устойчивости к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Должны сформироваться способности и желание учиться. При этом и семья не должна оставаться в стороне.

Кто же пойдет работать на такие условия? С увеличением нагрузки педагогов, их заработная плата остается на прежнем уровне... При этом воспитатели акцентируют внимание на том, что фактическая зарплата порой значительно отличатся от официальной.

Как заверяют в министерстве, заработная плата педагогических работников существенно выросла: почти все регионы достигли показателя, когда средняя зарплата учителей равна средней зарплате по региону. Такие же показатели должны быть и у тех педагогов, кто работает с дошколятами. При этом, говорят в министерстве,  регионы уже довели зарплату педагогических работников детских садов до 90% от средней по общему образованию, повысив ее за 2012 год на 52%.

Впервые на федеральном уровне осуществляется столь масштабная поддержка дошкольного образования. В регионы направлено 59 млрд. рублей на финансирование программ по модернизации дошкольного образования. Программы подразумевают не только создание новых мест для дошкольников, но и повышение уровня оплаты труда. Такая тенденция сохранится и в 2014 году.

Изменения затронули не только дошкольное образование, они произошли на всех уровнях образования. Один из основных хитов нового закона – это приоритет потребностей ребенка и семьи. Школа подстраивается под нужды ребенка. Вводится возможность сетевого взаимодействия, когда ученик может получать образование не только в рамках своей школы, но и использовать возможности соседней школы, учреждений дополнительного образования.

Как обстоят дела с образованием дошколят за пределами России? В скандинавских странах есть базовые требования к детским садам и обозначены направления развития, на которых должны сосредоточиться педагоги при подготовке ребенка. Большего там нет. Существует очень важный раздел, которого нет в России – это работа с родителями. Например, в Дании родители большинством голосов принимают решение, будут ли  малыши детского сада питаться централизованно или брать еду из дома. Такие вещи прописаны на уровне законодательства.

Существуют ли определенные требования к знаниям дошколят?  В законе записано, что аттестация знаний дошкольников запрещена. Кроме этого, существует и чисто психологическая причина отказа от оценки знаний дошкольников, признанная во всем мире. Дети этого возраста не готовы проходить прямое тестирование. В других странах, максимум, проводится опрос детей. В Англии, например, педагог 3-4 раза в год делает записи об умениях и навыках ребенка, о том, что он может делать, а чего не может. Полученные результаты позволяют понять, как развивается ребенок.

В других странах, например, в Италии или в Дании, каждый учитель ведет портфолио ребенка с самого раннего возраста. В тетрадке отмечаются достижения малыша в течение дня, недели, месяца. Этот документ дает довольно богатый материал для работы педагогов следующей ступени. Точно так же, при переходе детей в начальную школу, педагог получает сведения об умениях, особенностях и интересах ребенка. И это делается не для того, чтобы подготовить ребенка к школе, а для того чтобы учитель начальных классов мог понять, как с ним работать.

Основным требованием многих передовых систем является утверждение «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Будем надеяться, что  применение нового стандарта позволит России сделать шаг именно в этом направлении.

Фото:  dnews.donetsk.ua, old-yp.amr-museum.ru, dsv35.mskobr.ru, lyveynternet.ru

 

Новости партнеров: