Риск поездки: Эксперт о нелегальных коммерческих перевозках BlaBlaCar

07.12.2017 17:03 495

Online-сервис поиска автомобильных попутчиков BlaBlaCar могут запретить в России. Речь идет о том, что BlaBlaCar способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Так, 12 сентября в ходе судебного заседания прокурор Тимашевского района Краснодарского края попросил признать информацию сайте сервиса «запрещенной к распространению на территории Российской Федерации». Он объяснил это тем, что через сайт осуществляются «перевозки пассажиров и багажа легковым автомобилем (такси) на коммерческой основе и не имеющим на данную деятельность разрешения», пишет РИА Новости.

В свою очередь представители организации обратились в Краснодарский суд с требованием восстановить срок подачи апелляционной жалобы и параллельно подали обжалование на само решение о признании публикуемой информации запрещенной. В компании намерены доказать, что так называемый райдшеринг – это инновация, которая не нарушает российских законов, потому что водители добровольно подвозят попутчиков по заранее спланированному маршруту, а те лишь частично компенсируют владельцу машины расходы на бензин. Известно, что повторное судебное заседание состоится 19 декабря. В случае вступления приговора в силу Роскомнадзор должен будет заблокировать доступ к сервису.

Тем временем, говорят эксперты, сервисом пользуются таксисты-нелегалы, которые выполняют по два-три рейса в день, а это не подпадает под понятие райдшеринга. В частности, на это указывает руководитель Центра правовой поддержки РАС Алексей Дынько. Появление сервиса привело к снижению объема перевозок междугородным автотранспортом на 15‑20 %, отмечает он.

На сегодняшний день уровень аварийности на российских дорогах остается достаточно высоким, продолжает в свою очередь генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. По его словам, ежегодно гибнет около 20 тысяч человек. Соответственно, «все меры, направленные на контроль и максимальное повышение безопасности, оправданны», заявил он НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, комментируя ситуацию с BlaBlaCar.

«Если говорить про сервис BlaBlaCar, то я, безусловно, понимаю, что есть техническое развитие прогресса, удобные мобильные приложения, которыми люди пользуются. Но с другой стороны, к сожалению, есть момент, связанный с тем, что качество подготовки водителей и транспорта, на котором люди ездят, имеет зачастую достаточно большие погрешности. В итоге, люди даже не до конца осознают уровень ответственности в случае, если что-то произойдет в рамках такой перевозки».

Нет сомнений, что сервисы поиска попутчиков – это удобно, но до людей должна доносится вся информация об ответственности, которая может возникать в случае такой поездки, продолжает Вадим Мельников.

«Например, тот же водитель, который участвует в данного рода сервисе, берёт к себе пассажира, но в случае нарушения (пассажир не будет пристегнут ремнем безопасности), ответственность ложится на его плечи. Что касается пассажиров, пользующихся данного рода сервисами, то до них важно донести информацию (желательно, чтобы эта информация также публично присутствовала на сайте BlaBlaCar) о том, что в случае травмы, ДТП, никакой ответственности по страховке и так далее не будет.

Осуществлять перевозки пассажиров на коммерческой основе необходимо в соответствии с законодательством. И транспорт, который эти перевозки осуществляет, тоже должен быть оснащён. Если эти вещи нарушаются, а данном случае они действительно нарушаются, то необходимо принимать меры».

Вместе с тем гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» указывает на «нюанс, который, надо полагать, используют разработчики данного рода сервисов».

«Дело в том, что сайт, по сути, не осуществляет перевозки пассажиров. Перевозку осуществляют водители, которые заходят на этот сайт. И с точки зрения фактической деятельности по перевозке, то она на этом ресурсе не осуществляется. Скорее всего, к этому и будут апеллировать разработчики и, наверное, с этим будет сложно законодательно бороться.

При этом понятно, что если вещи, описанные мною выше, не исполняются при перевозках, то это значимая проблема. Если посмотреть на статистику и сводки с дорог, то большое количество ДТП происходят с автомобилями, где перевозятся пассажиры. По факту, принимая на себя риск поездки на незнакомом транспорте с незнакомым водителем, который не является представителем лицензированной службы такси, вы сильно рискуете».

Таким образом, констатирует эксперт, он поддерживает «правильное ведение экономической деятельности в области пассажирских и транспортных перевозок».

«Есть правила оснащения тахографами (контрольное устройство для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей, - прим.ред) грузопассажирского транспорта. И там есть нюанс, что физические лица, которые являются собственниками транспортных средств, не должны оснащать их тахографами. При этом, если мы посмотрим статистику владения грузопассажирским транспортном, то по стране порядка 50-ти и более автобусов и грузовиков подлежат физлицам. То же самое, например, в Кабардино-Балкарии, откуда я только что вернулся; там около 90-та автобусов принадлежат физлицам. И мы все прекрасно понимаем, что в данном случае, используя лазейку в законодательстве, которая направлена на облегчение жизни граждан, недобросовестные предприниматели ведут свою деятельность.

Это касается и BlaBlaCar. Если разработчики сервиса, который, наверное, крайне удобен (а мы никак не остановим технический прогресс), но если они не информируют ни водителей, ни пассажиров об ответственности, не соблюдают правила, связанные с обязательством по перевозкам, конечно, я за то, чтобы такие вещи прикрывать. Но если речь идет о необходимости подкорректировать что-то, то надо это делать и развивать. Просто тут всегда есть тонкая грань: с одной стороны можно находится в законодательном русле, а с другой - найти маленькую лазейку и полностью выйти из-под контроля, что в итоге, к сожалению, несёт достаточную опасность для пассажиров и водителей».

Добавим, компания BlaBlaCar была основана в 2006 году в Париже, а в России начала работать в феврале 2014 года. Сегодня услугами сервиса пользуются более 50 миллионов пользователей в 22 странах мира.

Материалы по теме: