Главная / Эксперты

Туристические "киты" - бренды Петербурга: Эрмитаж, Петропавловка, Петергоф

А также "Алые паруса", ЧМ по футболу 2018 и Генассамблея Всемирной туристской организации. Поэтому туристы выбирают Петербург!

петербург,Петропавловка
Невские Новости  /  Кристина Мурашова

В июне – июле 2018 года в России пройдет финальный турнир Чемпионата мира по футболу. Разумеется, в нашу страну приедет большое количество болельщиков со всего мира. В ожидании большого наплыва туристов отели в некоторых городах-участниках футбольных матчей уже сейчас начали завышать цены на размещение. По данным Ростуризма, в некоторых случаях нормативы по стоимости номеров завышены на 260 процентов. Об этом глава Ростуризма Олег Сафонов  рассказал в интервью «Российской газете». Всего в списке 41 гостиница в Волгоградской, Самарской, Калининградской, Ростовской областях, Краснодарском крае и Москве. Санкт-Петербурга в этом «черном списке» нет.

Готов ли наш город к приему болельщиков ЧМ-2018? И о других актуальных «туристических» темах НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с экспертом, директором по маркетингу Domina Group в России Наталией Беляковой.


Какова ситуация с готовностью отелей в Санкт-Петербурге. Готовы мы «принять» туристов и болельщиков, желающих приехать Санкт-Петербург в июне-июле 2018 года? Не будут ли «заоблачно» завышены цены?

Во время Чемпионата мира по футболу в каждом городе – участнике пройдет порядка 3-4 матчей. Будем реалистами – матчи 1/8 финала вряд ли будут аншлаговыми. Основная часть болельщиков приедет на полуфинал и финал. Поэтому необоснованно «задирать» цены смысла нет – можно остаться с пустым номерным фондом. Рынок все равно все отрегулирует: турист имеет право выбирать и, если в отелях города цены заоблачные, он остановится в пригороде и выстроит логистику так, чтобы приехать в город только на интересующий матч. То есть будет «голосовать ногами».

Проведение в нашем городе Кубка конфедераций показало: бешеного наплыва болельщиков не было, приехали чилийцы, мексиканцы, но отельеры их особенно не заметили: они разместились в частном секторе, который никто не регулирует. Пока цены в частном секторе на время проведения ЧМ-2018 высокие, но посмотрим, что будет ближе к делу.

Исходя из мирового опыта приема крупных мероприятий, отельеры опасаются другого: чтобы индивидуальный турист, не болельщик, желающий приехать в Петербург не ради Чемпионата мира, не испугался того, что город в эти дни будет переполнен и «стоять на ушах». Риск в том, что он может отложить визит к нам вообще. Хочется таких туристов успокоить: город вряд ли ожидает безумный наплыв болельщиков (опыт проведения Кубка конфедераций это подтвердил). Ну и номерной фонд Петербурга достаточный, чтобы принять всех: и болельщиков, и других туристов.

Давайте поговорим об актуальных «туристических» темах. Уже несколько лет «breaking news» российского туризма – открытие/закрытие популярных направлений: Египет, Турция. В этом году планируется эти направления вновь открыть. Это как-то влияет на туристический поток в Санкт-Петербург?

Да, влияет. Например, в мае прошлого года внутренний турпоток в Петербурге был ниже обычных для этого времени показателей. Сказался «отложенный спрос» на Турцию – россияне поехали туда, куда их давно не пускали.

В таком случае, что нужно сделать, чтобы туристический поток в Санкт-Петербург был большой и стабильный?

Сейчас есть основания сместить акцент с увеличения туристического потока на его качественное изменение. Как ни парадоксально, Петербургу скоро будет некуда «расти», особенно в высокий сезон - у нас очень небольшой люфт для количественного наращивания турпотока.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский неоднократно информировал, что лимит музея по единовременному  приему посетителей – 7 тысяч человек. Те, кто туда не попадут – а в высокий сезон такое вполне реально - уедут из Петербурга с неоправдавшимися ожиданиями. Разочарованный гость – гость потерянный.

В  2017 году принял около 7 млн туристов - немало. Нам нужны не просто туристы, нам нужны «дорогие» туристы и «рипитеры» (от англ. repeat – повторять) – те, кто приедет в Петербург вновь. Мы отслеживаем, что заставляет туристов возвращаться к нам. В высоком сегменте пока возвращаются чаще всего деловые путешественники. Это состоятельные туристы, которые оставляют в городе гораздо больше денег, чем другие категории. Наша задача - чтобы бизнесмены чаще возвращались сюда с семьей, оставались на несколько дней, чтобы посмотреть город.

Еще одна весьма привлекательная категория туристов – это люди, которые приезжают ради конкретного события. Кстати, люксовый туризм во всем мире – история нишевая. Есть, например, большой процент москвичей, которые приезжают на очередную премьеру в Мариинский театр. А пул оперных фанатов путешествует за Анной Нетребко по миру! Когда в Петербурге, например, есть абсолютно уникальный фестиваль «Алые паруса» - это привлекает. Побольше бы таких «точек захвата» в межсезонье. Великолепные есть придумки в городе, на которые туристы поедут, но при условии, что событийный календарь будет анонсироваться на всех крупных международных туристических выставках. И как можно раньше! Так живут Париж, Рим, Вена...

Пока Петербург прочно стоит на 3-4 «китах» – брендах типа Эрмитажа, Петропавловской крепости и Петергофа. Это как раз 2-3 дня пребывания туриста. Чтобы увеличить время пребывания, дать повод для возвращения - нужно событие. Люди приезжают туда, где рассчитывают получить особые эмоции. Сегодня одного «культурного наследия», даже уникального, недостаточно для того, чтобы убедить туриста вернуться. Ведь мир такой огромный! Поэтому сегодня статика (архитектура и т.д.) – прекрасный фон для динамики (событие). Но возвращает людей именно живое, полнокровное действо в городском антураже.

Недавно в Санкт-Петербурге принята программа по развитию туризма до 2023 года. В ней заявлены следующие показатели, обязательные к достижению. Во-первых, увеличение единовременного среднего срока пребывания туриста: к концу реализации программы он должен проводить в городе от трех дней (сейчас три дня – это скорее максимум). Во-вторых, увеличение туристического потока до 8 миллионов туристов в год при росте доли доходов от туризма в структуре Валового регионального продукта с 2,2 % до 6 % (для сравнения, в Барселоне эта доля составляет 14 %). Как видите, связка обозначена правильная: из нее следует, что турпоток должен меняться в первую очередь качественно.  

Традиционная проблема на пути развития въездного туризма в Россию – визовый режим. Сложнее процедура получения визы разве что в Северную Корею! К сожалению, ситуация пока не меняется. В январе Госдума отклонила законопроект о трехдневном безвизовом пребывании в России туристов, следующих транзитом через наши международные аэропорты. В настоящее время безвизовое трехдневное пребывание в нашем городе возможно лишь для пассажиров паромов.

Так что пока сам доступ к нашему туристическому продукту сопряжен с огромными сложностями – а люди ждать не любят, лучше они в Италию в сотый раз наведаются. Процедура оформления визы и даже сам факт ее наличия – серьезный аргумент для туристов в выборе места путешествия. Например, в прошлом году Беларусь отменили визовый режим для 80 государств, и это не замедлило сказаться на турпотоке. Та же Италия:  решили привлечь россиян – упростили процедуру получения визы, сделали шенген многократным и долгосрочным, что не замедлило сказаться на рекордных цифрах оформления виз.

Что касается выездного туризма, тоже есть новости – это тестирование электронной путевки, которое Ростуризм проводил в 2017 году. Что она дает людям?

Электронная путевка должна была быть введена в январе этого года, но пока воз там же. Сейчас называется дата 1 января 2019 года. На данный момент в тестовом режиме ее используют 2 туроператора. Электронная путевка облегчает документооборот между покупателем, туроператором и турагентом. Но пока документ сырой, в нем не прописаны четко права и обязанности сторон и риски. И в плане программного обеспечения еще остались нерешенные вопросы. Поэтому пока она не обкатана, действует в рекомендательном порядке. Преимущество ее для туриста – простота оформления, возможность онлайн оформить свое путешествие через турфирму. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал.​