Сократить разрыв в доходах богатых и бедных не удастся: эксперт прокомментировала законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ

12.02.2018 17:18 1114
Ранее в Госдуму внесли законопроект о двухуровневой прогрессивной шкале налогооблажения.

На днях группа депутатов от «Справедливой России» внесла в Госдуму законопроект о введении в РФ двухуровневой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Одними из автором инициативы выступили Сергей Миронов и Олег Нилов. Цель законопроекта – это «плавное сокращение чрезмерного разрыва доходов между наиболее богатыми и бедными слоями населения», указано в пояснительной записке. В частности, предполагается сохранить действующую ставку 13% по налогу на НДФЛ для всех россиян, а с тех, кто зарабатывает в год более 24 миллионов рублей - изымать налог в размере 18%. При этом под действие закона попадает лишь небольшая группа налогоплательщиков - чуть более 20 тысяч человек, по данным 2015 года.

«Введение повышенной ставки для этой категории налогоплательщиков приведет к росту поступления налогов на 200 миллиардов рублей. Небольшое количество налогоплательщиков и крупные финансовые потоки, которые возможно отследить, позволят налоговым органам относительно безболезненно адаптироваться к новым условиям работы», - полагают разработчики.

Идея введения в РФ прогрессивной шкалы НДФЛ здравая, но сократить разрыв в доходах самых богатых и самых бедных россиян она не поможет, комментирует законопроект НЕВСКИМ НОВОСТЯМ доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Петербург Елена Киселева.

«Глава Минфина Антон Силуанов всегда был против этой идеи, поэтому решили установить порог в 24 миллиона рублей официального дохода в год, так как этих людей в стране не так много и их можно легко сосчитать. То есть речь идет о людях, которые получают 2 миллиона рублей в месяц. Россиян, имеющих такой официальный доход, мало – это руководители, топ-менеджеры крупных компаний… Понятно, что в данном случае не учитываются серые схемы доходов, а только легальная часть».

Таким образом, предложение увеличить ставки для этой категории налогоплательщиков – это все же «не вопрос повышения доходности бюджета, а некая проба пера», считает эксперт.

«Скорее, это желание посмотреть, как будет работать дифференцированная система, если мы берем в расчет небольшую когорту людей. Кроме того, возможность понять, как эти люди будут реагировать и справляется ли сама система; не будет ли у этой категории населения намерений снизить свои доходы относительно прошлого года.

И если система действительно заработает, то она станет пилотной. Но так как закон затрагивает интересы небольшого круга известных людей, появляется вопрос – насколько на самом деле этот пилот будет прозрачен? Не случится ли так, что фискальная система поиграет в эту игру, но увидит, что не может справиться с этими людьми и оставит идею? Скажет, мол, мы пытались ввести прогрессивную шкалу, но возникли трудности и решили этим путем не идти».

По словам Елены Киселевой, не представляется возможном понять наверняка, с какой именно целью продвигается предложение повысить ставку на доходы свыше 24 миллионов рублей в год, учитывая, что в России сверхдоходами являются гораздо меньшие суммы.

«Для чего это на самом деле сделано: чтобы дальше дифференцировать или же навсегда отказаться от этой идеи? Пока непонятно…. При этом сократить разрыв в доходах богатых и бедных не удастся, потому что этот разрыв на сегодняшний день достаточно серьезный, и он только усугубляется. У нас есть бедные и очень богатые, но нет середины. Она намечалась в первой части 2000-х и исчезла, а в ближайшие годы ее не будет. Сейчас население считает, что в России средний класс – это те, кто имеют среднюю заработную плату, например, в 45 тысяч рублей.

Разрыв состоялся давно и никакие меры регуляторного характера его никак не компенсируют, а только свобода предпринимательства и либерализация экономики», - резюмировала эксперт.

Материалы по теме: