В деле искусствоведа Баснер нарисовался Русский музей

17:20 11.02.2015 61
Санкт-Петербург, 11 февраля. Дзержинский районный суд, наконец, начал рассматривать дело в отношении скандально известного искусствоведа Елены Баснер.
bsnrСанкт-Петербург, 11 февраля.

Дзержинский районный суд, наконец, начал рассматривать дело в отношении скандально известного искусствоведа Елены Баснер. Первым делом был допрошен потерпевший коллекционер Васильев, купивший подделку картины «В ресторане», подлинность которой установила подсудимая. В рамках допроса выяснился один немаловажный факт – не исключено, что к скандальной истории причастен Русский музей. Однако это еще предстоит выяснить, передает корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ. Заседание в среду длилось почти три часа. Все это время судья Анжелика Морозова терпеливо слушала запутанную историю Андрея Васильева, местами напоминающую экскурс в искусствоведение и даже психологию. С Еленой Баснер коллекционер познакомился еще в 1990-х годах. Отношения между ними складывались приятельские, правда, только до 2004 года. Переломным моментом между ними стала не менее интересная история продажи картины «Купальщица». Общий друг Баснер и Васильева Валентин Шустор продал картину некому Роману Жоголко за 600 тыс. долларов. После свершившейся сделки Валентин позвонил Васильеву и пожаловался, мол, Елена Баснер сказала, что проданная им «Купальщица» – подделка. Но, как выяснилось, Васильев хорошо был знаком с историей картины и доподлинно знал, что проданное полотно настоящее. Позднее ему удалось это доказать. Так что, история закончилась благополучно, но серьезной трещины в отношениях Баснер и Васильева избежать не удалось. Новой главой в жизни коллекционера стал издатель Леонид Шумаков, с которым они также приятельствовали. Правда, по большей части отношения их базировались на том, что Шумаков представлял вниманию Васильева различные картины, естественно, для покупки. Коллекционер заявляет, что еще в начале его плотного общения с издателем, он просил не предлагать ему картины от искусствоведов, мол, у него на этот счет есть свои предубеждения. В 2009 году Шумаков предложил Васильеву приобрести злосчастную картину художника Григорьева «В ресторане», выслав ему на почту все необходимые фотографии полотна. Коллекционер с радостью согласился. Тогда издатель привез полотно Васильеву «в черном мешке и небрежном виде». Цена художественного вопроса уложилась в 250 тыс. долларов. В этом же году в Москве начали готовиться к выставке «Парижачьи». Организатор мероприятия и по совместительству подруга Васильева Наталья Курнякова позвонила коллекционеру и предложила выставить приобретенное недавно полотно «В ресторане». Васильев согласился, и картина отправилась в столицу. Чуть позже Курнякова снова связалась со своим другом и поинтересовалась, откуда у него появилось полотно Григорьева. Васильев честно рассказал ей историю покупки через своего приятеля Шумакова. На это московская подруга коллекционера сообщила ему, что ее сотрудница Юлия Рыбакова некоторое время назад проводила экспертизу как раз этой картины? и тогда выяснилось, что полотно «В ресторане», выставленное теперь на столичной выставке,– подделка. Сразу коллекционер в подобное развитие событий верить отказался, однако спустя длительное время в 2011 году ему «по своим каналам» пришли неопровержимые доказательства слов Рыбаковой. Более того, коллекционер узнал, что подлинник находится в запасниках Русского музея. Васильев начал действовать. В первую очередь он связался с Шумаковым и поинтересовался у него, откуда взялась эта картина. На это издатель назвал хорошо известную коллекционеру фамилию – Баснер. Прежде чем обращаться в полицию Васильев, как честный человек, решил встретиться с горе-искусствоведом и выведать все у нее, а также, по возможности, договориться переиграть сделку, то есть, добиться возвращения 250 тыс. долларов в обмен на возврат копии «В ресторане». Однако в кафе на Кирочной улице, где состоялась «встреча на Эльбе» Васильев услышал, кажется, то, чего вообще не мог ожидать. Так, уверяет коллекционер, Елена Баснер поведала ему, что в запасниках Русского музея как раз и лежит подделка, а на руках у Васильева – настоящее полотно. Рассказав это в Дзержинском районном суде, Васильев резко повернул свое повествование в сторону и поведал еще более интересную историю. Так, незадолго до их роковой встречи с Баснер коллекционеру позвонили из Русского музея. Женщина представилась ведущим специалистом музея Альфией Назмутдиновой. «Она мне сказала так: «У нас есть эта картина Григорьева, но нам ваша больше нравится». Я был в бешенстве», – вспоминает Васильев. Еще позже коллекционер имел беседу с заведующим отделом технических исследований Русского музея Сергеем Сирро. Разговор, пояснил Васильев, проходил в рамках попытки коллекционера самостоятельно выяснить, где подделка, а где подлинник. Однако Сирро, уверяет потерпевший, предложил ему альтернативный вариант решения проблемы – дать Васильеву так называемую «тройку» (экспертное заключение, подписанное тремя специалистами и не имеющее никакой юридической силы – прим. редакции). «И тогда вы, говорит, нормально продадите картину», – процитировал заведующего отделом технических исследований Андрей Васильев. Вместо всех предложенных вариантов коллекционер обратился с заявлением в полицию и, подчеркивает Васильев, началась волокита. Устав от бездействия правоохранителей, потерпевший написал министру культуры РФ Мединскому. Тогда дело было направлено в ГСУ МВД, где оно год пролежало и по каким-то причинам никак не получило хода. Тогда предприимчивый коллекционер записался на прием к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, где и изложил ему всю историю. Напомним, по версии следствия, в 2009 году Елена Баснер, по предварительному сговору с находящимся в розыске лицом, заверила Андрея Васильева в подлинности картины «В ресторане». Искусствовед была задержана осенью прошлого года. Ей было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Теперь искусствоведу грозит до 10 лет лишения свободы. Текст: Александра Будер Читайте по теме: Потерпевший по делу искусствоведа Баснер заявил, что к скандальной истории причастен Русский музей Искусствовед Елена Баснер останется под домашним арестом до декабря

Новости партнеров: