Идея правильная: эксперт прокомментировал создание единой цифровой платформы грузоперевозок

06.03.2018 15:29 551
С помощью платформы можно отслеживать перемещение груза всеми видами транспорта, а также получать нужные документы в электронном виде.

Минтранс РФ в рамках программы «Цифровая экономика» к концу 2019 года готовится запустить единую цифровую платформу транспортного комплекса на основе сервисов «Платон» и РЖД. Основная задача проекта – снизить издержки как на уровне бизнеса, так и в госрегулировании процесса перевозок, а также в унификации транспортно-логистических решений на одной платформе. Известно, что все сервисы будут реализованы по принципу «одного окна», что позволяет отслеживать перемещение груза, получать все необходимые документы в электронном виде, юридически значимом для контролирующих органов. Первым проектом единой цифровой платформы транспортного комплекса России станет создание зеленого коридора для транзитных грузов.

Между тем предварительные затраты на реализацию всей программы до 2022 года могут составить около 450 млрд. рублей, рассказал ранее РИА Новости первый замглавы министерства Евгений Дитрих. Причем без активного финансового участия государства не обойтись, пояснил он.

«Платформа будет внедряться отдельными элементами, которые постепенно начнут работать. В этом году мы планируем принять все необходимые нормативные документы и параллельно будем создавать первоочередные элементы. В конце будущего года платформа начнет функционировать», - сообщил Дитрих.

Одним из элементов цифровой платформы является единая электронная пломба, призванная обеспечить безостановочное движение грузов и «бесшовное» прохождение границ.  Это маленькое устройство и одновременно целый бортовой компьютер с большим количеством функций устанавливается в месте погрузки и содержит в себе данные о грузе и сохранности пломбы, доступные в онлайн-режиме государственным контролирующим органам и непосредственно владельцам грузов. Таким образом, автоматизируются все процессы, время проверок сокращается, снижаются издержки бизнеса и государства.

По словам экспертов, для России это технологический прорыв; в сочетании с электронным документооборотом сервис обеспечит нашей стране лидерство в вопросе формирования безбарьерного и самого быстрого «зеленого коридора», главной транзитной зоны между Европой и Азией. Свое мнение о проекте НЕВСКИМ НОВОСТЯМ высказал доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ-Петербург Владислав Лукинский.

«Снижение всех видов необоснованных затрат, в том числе временных и финансовых, и повышение эффективности и надежности транспортировки в цепях поставок – это актуальная задача, решение которой необходимо как для нашей страны, так и для наших партнеров. Основными критериями, очевидно, должны быть экономика, экология и социальная сфера с точки зрения занятости населения. Это что касается правильности такого начинания.

Однако здесь следует добавить, что в настоящее время одной из проблем является оценка эффективности внедрения информационно-коммуникационных технологий. С учетом предполагаемого активного привлечения бюджетных средств для реализации данного проекта, обоснованность суммы 450 млрд. рублей требует очень внимательного изучения. Напомню, ВВП нашей страны в 2017 году оценивается в примерно 90 трлн. рублей. В качестве поиска альтернативы подобным значительным расходам можно задать себе следующий вопрос: как изменится ситуация с логистикой и управлением цепями поставок, если мы потратим на проект, например, 45 млрд. рублей? Может результат и не будет достигнут на все сто процентов, однако надо исходить из приоритетности и экономии бюджетных, то есть общенародных денег. Или другой вопрос: как изменятся затраты на проект, если он будет реализовываться только за счет средств бизнес-структур?».

Таким образом, идея создания единой цифровой платформы грузоперевозок – «правильная», и речь идет о «грамотных управленческих решениях». Но к вопросам финансирования следует подходить предельно ответственно, констатировал эксперт.

«Подводя итог, можно сказать, что, безусловно, мы должны сделать все возможное, о чем говорил наш президент, для сокращения отставания страны. Однако и необдуманное, слишком значительное расходование бюджетных денег, когда у нас есть здравоохранение, образование, правоохранительные органы и прочее, должно быть эффективным».

Напомним, на прошлой неделе президент России в послании Федеральному собранию заявил, что стране необходимо создать собственные цифровые платформы, которые могли бы быть совместимы с мировым информационным пространством. По мнению Владимира Путина, эта мера позволит по-новому организовать производственные процессы и финансовые услуги.

В понедельник, выступая на съезде транспортников России, глава государства ознакомился с последними достижениями в сфере и добавил, что именно цифровые технологии должны стать серьезным ресурсом для развития российского транспорта.

«В рамках послания было поручено правительству подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры. Серьезным ресурсом для развития отечественного транспорта должны стать цифровые технологии и сервисы, которые сегодня активно внедряются во всех сферах жизни, становятся мощным фактором качественного роста», - сказал Путин (цитата по РИА Новости).

Материалы по теме: