Твердые духом клоуны: «Лицедеи» начинают новый раунд борьбы за свой театр

12.03.2018 11:15 1946
Театр «Лицедеи» подает кассационную жалобу в Арбитражный суд СЗФО. Художественный руководитель труппы рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ,  в чем дело и почему в их истории так часто звучит слово «обман».

Место, выделенное «Лицедеям» городом в 2000 году под застройку театра, превратилось в горячую точку. С конца «нулевых» здесь не прекращается война чистого искусства с большим бизнесом, причем искусство в последнее время резко стало проигрывать. Легендарный театр «Лицедеи» рискует встретить свой полувековой юбилей на улице, не имея возможности удовлетворить растущие аппетиты арендодателей. За давностью лет и количеством судов сложно разобраться, почему собственники помещения представляют актеров «недобросовестными арендаторами», которых по доброте душевной пустили погреться, а клоуны убеждены, что имеют полное право считать помещение театра своим. 12 марта театр «Лицедеи» подает кассационную жалобу в Арбитражный суд Северо-Западного округа. Проиграв дело в Апелляционном суде, актеры не намерены останавливаться и пойдут до конца. Основанием для подачи кассации стали процессуальные нарушения и отказ в признании незаконности действий собственника помещения по арендной плате, растущей сейчас в геометрической прогрессии. НЕВСКИЕ НОВОСТИ встретились с художественным руководителем труппы «Лицедеев» Виктором Соловьевым и восстановили последовательность событий.

Особые условия особому проекту

В ноябре 2000 года коллектив театра «Лицедеи» обратился к губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Яковлеву с просьбой выделить им участок под строительство собственного театра. Соответствующая резолюция была получена, и художественный руководитель труппы Виктор Соловьев, инженер по первому образованию, принялся воплощать мечты в реальность. 

«После письма губернатора я пришел в инвестиционный комитет, где мне сказали, что для работы на участке необходимо создать компанию и уже на нее оформлять все бумаги. Так появилось ООО «Лицедеи Билдинг Корпорейшн»»,  рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Виктор Соловьев.  «Два с лишним года я занимался подготовкой, получал все согласования и разрешения на строительство. Все готовил на свои средства, заняв под личное поручительство 55 миллионов рублей.  Я  вывел все коммуникации: линевку, водопровод с горячей и холодной водой, газ высокого и низкого давления, электросети метрополитена и простые. И все обнес забором: заходи и строй, что называется».

Со слов Соловьева, как только этот этап проекта был завершен и согласован, из ниоткуда появились инвесторы – некое ЗАО «СевЗапНефть» – и предложили артистам сотрудничество. Место застройки было прекрасное, а «для улучшения инвестиционного климата» приятным бонусом к нему шли большие льготы: ради искусства застройщик освобождался от обязательных выплат на развитие городской инфраструктуры. По словам худрука, это сэкономило инвесторам около полумиллиона долларов. Поскольку у театра не было средств возводить здание своими силами, они приняли предложение инвесторов на условии, что после застройки крупного центра, частью которого станет изначально задуманный там театр, те получат ООО «ЛБК», а артисты – помещение театра в собственность. 

«Изначальным инвестором был именно я, владелец «ЛБК»,  рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Соловьев.  Земля передавалась именно под застройку театра ,безвозмездно и без тендеров. Это уникальный случай, когда город настолько пошел навстречу театру. Официально теперь подают информацию таким образом, как будто это я продал «ЛБК», но это очередная ложь! На самом деле я перевел его в собственность инвесторов по их требованию, оставшись на должности гендиректора. Я поступил так потому, что иначе они не стали бы финансировать строительство здания, где, замечу, под театр отводилось всего 7% площадей. О том, что в 2005 году я перевел фирму в чужую собственность, есть соответствующая запись в ЕГРЮЛ. А потом новые владельцы «ЛБК» продали здание фирме “И-инвест”, учредителями которой сами же и являлись, то есть сами себе. Это одни и те же фигуранты: Валерий Ледовских, Андрей Маслаков, Сергей Сухоруков и Валерий  Моисеев. Я же в этот момент потерял все рычаги, поскольку земля выделялась под застройку «ЛБК», а не мне лично и не на ТЦТ «Лицедеи».

   Получив проект на льготных основаниях, инвесторы вдруг забыли про свои обязательства и никакой собственности на «Лицедеев» оформлять не стали. Сначала они объясняли это отсутствием денег на доведение объекта до ума, для чего, со слов Соловьева, он выступил поручителем для получения ими 2 миллиардов рублей у банка, чему имеются соответствующие доказательства. Но сам он тогда доказательств не потребовал. Единственным вариантом реализации проекта было выполнение их требований.

«Почему поверил инвесторам? Клоуны – добрые. Мы обыкновенные люди, и я никогда в жизни не сталкивался с такими ситуациями. И опыта постройки театра с нуля у меня тоже никогда не было. Я просто работал над своей мечтой и был уверен в порядочности этих людей. Мы делали этим людям праздники, дни рождения. Общались семьями, с женами, детьми и родителями.  Они просто воспользовались нашим доверием, а это настоящее мошенничество. При желании можно обвести вокруг пальца кого угодно, инвесторы с их опытом и возможностями облапошили меня на “раз два”, потому что законы построены таким образом, что права имеют только инвесторы, а у дольщиков нет никаких прав».

Клоуны не сдаются

«Лицедеи» – театр частный, он не получает постоянных дотаций. В это же время коллектив регулярно занимается благотворительностью, проводя несколько раз в год благотворительные шоу для больных детей, стариков и инвалидов. У них есть своя школа, выпустившая уже 5 курсов. Собственный театр был мечтой всей жизни Виктора Соловьева. На гастролях он измерял помещения других театров с рулеткой, смотрел пропорции, сцену, входы и выходы, гримерки. Собственный проект был сконструирован им таким образом, чтобы можно было давать спектакли на трех сценах одновременно, превращать пространство из простого зала в кабаре. Сегодня зал вмещает 400 гостей и является крупнейшим в Европе театром клоунов, одной из визитных карточек города.

«То, что нам якобы предлагают другие площадки – очередной обман, заявил Соловьев. Нам никто ничего не предлагает, и мы не хотим никуда переезжать, это принципиальная позиция. Мы не остановимся на этой кассации. Даже если сейчас не получится – будем подавать в Москву, дойдем до самого верха. Это наш проект. Из достоверных источников я узнал, что потенциальные покупатели ТРК “Толстой сквер” на месте площадей театра собираются сделать мебельный магазин».

После того, как в 2013 году инвесторы попытались оспорить сам договор аренды помещения, театру пришлось доказывать его существование через суд.

«Когда еще все только оформлялось, застройщики сказали мне, что сначала надо все довести до ума, достроить, а денег нет, и, чтобы банк дал деньги, нужно оформить с нами договор аренды и тем самым доказать банку, что все площади «рабочие» и будут приносить доход. Я согласился и подписал договор, вот так он и образовался на «особых условиях» на 49 лет. Мне предложили подписать его временно, и я подстраховался дополнительным соглашением фиксированной аренды. Инвесторы пошли на это, потому что знали, что все равно от нас избавятся. И даже этот договор мне пришлось в итоге доказывать через суд».

Инвесторы сначала пытались действовать напролом, в 2013 году выдворив коллектив из помещения якобы за долги по арендной плате и перекрыв доступ к документам, которые могли бы доказать обратное. После двух лет разборок труппе удалось вернуться «домой» с ОМОНОМ и судебными приставами. В то время представители инвесторов еще шли на разговоры на СМИ и даже провели совместную с «Лицедеями» пресс-конференцию, пытаясь доказать, что их конфликт возник не со всей труппой, а конкретно с Соловьевым, и именно он и является «рейдером под маской клоуна». «Нет никаких договоров аренды, вообще ничего нет!» – заявил тогда в открытом эфире НТВ директор комплекса Толстой Сквер» Сергей Вдонин.

Последняя надежда

Теперь собственники здания таких ошибок не совершают и с прессой предпочитают особо не взаимодействовать. А по отношению к театру они нашли единственную возможную, но эффективную лазейку, ежегодно повышая арендную плату в геометрической прогрессии, «коэффициент на коэффициент».

«То, как они обращаются с коэффициентом дефлятора – это нонсенс! Это противоречит закону и мы будем это отстаивать. У театра прекрасный репертуар, но мы всего лишь частный театр и не имеем дотаций.  По договору я не могу сдавать его в аренду, могу работать только сам, со своими проектами. Я выплачиваю небольшие зарплаты актерам, плачу аренду с учетом двукратного увеличения. Какой театр платит 5000 долларов в месяц? Мы просто не справимся с такой платой за помещение, тем более, что она геометрически растет. Сейчас нас поддерживает председатель ЗакСа Вячеслав Макаров и жители города. Нашу петицию уже подписали почти 60 тысяч человек, и подписей становится все больше. Недавно мы обратились за поддержкой к Владимиру Путину, теперь у нас вся надежда только на него».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Материалы по теме: