Чемпион по «лайкам»: Павел Грудинин и его рейтинг в социальных сетях

13.03.2018 14:33 12436
Как КПРФ пытается убедить себя и своих сторонников в том, что у их кандидата рейтинг выше, чем у остальных.
Митинг КПРФ Финляндский вокзал 10 марта 2018

Вчера на официальном сайте Коммунистической партии Российской Федерации появилась довольно занятная статья под названием «Интернет-голосования в ходе президентских выборов: Грудинин - 56 проц., Путин -22, Жириновский - 5. Анализ данных на 12 марта 2018 года». Заявленный авторами статус материала - исследование, суть которого довольно проста: «кандидат от народа» побеждает с огромным перевесом действующего президента и остальных кандидатов в народном голосовании.

В рамках своего так называемого исследования авторы провели мониторинг нескольких сайтов, где можно проголосовать за кандидатов в президенты России, голосований в неназванных группах в социальной сети «ВКонтакте». Кроме того, использовались данные опросов в опять же неназванных каналах (или чатах?) в мессенджере Telegram. Таким образом, если по указанным в материале сайтам можно проверить хотя бы какие-то данные, то остальные результаты читатели должны принять на веру.

Конечно, не секрет, что появление подобной публикации служит только для подтверждения мысли, которая давно гуляет среди сторонников кандидата от КПРФ: Грудинин лидирует во всех «независимых» и «честных» интернет-голосованиях, а данные ВЦИОМ и других социологических служб не соответствуют действительности, поскольку «изготовлены по указанию власти». Мысль эта не выдерживает никакой критики, и вот почему.

Во-первых, сами авторы приводят показатель в 378,5 тысяч голосов – именно столько было подано за Грудинина суммарно на всех сайтах, в группах во «ВКонтакте» и в мессенджере Telegram. Вроде бы внушительное число, но есть данные ЦИК, по которым в России насчитывается 109 миллионов активных избирателей и еще почти два миллиона – за пределами страны. Таким образом, это всего лишь 3,44%  от всех избирателей.

Во-вторых, активность сетевых сторонников «кандидата от народа» уже стала темой для многочисленных шуток и мемов во всех социальных сетях. Огромная армия ботов, которая в буквальном смысле спамит под каждой новостью о Грудинине, легко может «накрутить» тот самый результат, который фигурирует в исследовании на сайте КПРФ.

В-третьих, огромное количество людей просто не знают, что есть какие-то сайты (равно как и группы в социальных сетях), где можно проголосовать за того или иного кандидата, а даже если бы и знали, то вряд ли бы стали это делать по причине полной бессмысленности. Какой смысл голосовать в интернете, если это ни на что не влияет?

И, наконец, последнее: с точки зрения социологии, опросы в интернете имеют большое количество недостатков, среди которых отсутствие репрезентативности, стихийность выборки, специфичность охвата аудитории и так далее. Самый известный пример провала подобного рода опросов – это акция «Накликай Думу», которая проводилась в 2003 году и в которой приняли участие свыше 50 тысяч пользователей рунета. По результатам того опроса победила партия «Союз правых сил», которая набрала 25,2% голосов. Социологи из фонда «Общественное мнение» по общероссийской репрезентативной выборке предрекли им 4% голосов и оказались правы – именно столько получили правые либералы и не прошли в Думу.

Вместо какого-либо вывода хочется привести комментарий, оставленный пользователем Вячеславом Денисовым под «исследованием» с сайта КПРФ (грамматика сохранена):

«К сожалению все эти голосования на интернет ресурсах ничего не говорят, или вернее, почти ничего не говорят, по тому, что на них собираются, в основном, единомышленники».

Больше тут ничего и не скажешь.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Материалы по теме: