Политолог: мы идем на выборы, чтобы определить будущее для себя и своих детей

16.03.2018 14:50 72233
18 марта граждане России проголосуют за достойного кандидата в президенты страны.

В воскресенье, 18 марта, россияне выберут нового президента страны, на плечи которого будет возложена огромная ответственность – управление государством на протяжении шести лет. Изначально о своих политических амбициях заявили 70 человек, но до финиша дошли всего восемь кандидатов, которые в настоящий момент продолжают предвыборную агитацию.

Согласно данным различных соцопросов, декларируемый уровень явки остается стабильно высоким на протяжении всей избирательной кампании. При этом в ЦИК убеждены в необходимости ее повышения, но «на основе закона и без всякого давления на людей». Речь идет в первую очередь о максимальном информировании граждан о предстоящих выборах и снятии барьеров на пути к избирательному участку; для этого и была создана система голосования по месту нахождения.

«И в первую очередь отказались от открепительных удостоверений, предложив новую систему «Мобильный избиратель». Это новый порядок голосования по месту нахождения избирателя, позволяющий ему проголосовать в любом населенном пункте страны — вне зависимости от места его регистрации. Там, где удобно.

Широко информируя наших граждан о выборах и новых возможностях, которые у них появились, разъясняя, как ими воспользоваться, мы создаем хорошие предпосылки для повышения явки. Все остальное решать самим избирателям. Если люди поймут, что от их голоса зависит их собственное будущее, будущее их семьи и детей, то они придут на выборы», - заявила ранее в интервью ТАСС председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова.

Тем временем в СМИ все чаще появляется информация о якобы попытках властей мобилизовать избирателей перед голосованием. В частности, сообщается о планах зазывать граждан на участки дешевыми продуктами, и о так называемых «школьных референдумах» 18 марта, которые уже раскритиковал ЦИК. Активно обсуждается и тема с привлечением работников промышленных предприятий и бюджетников к участию в выборах. Кроме того, «Ведомости» пишут об активном подключении частного бизнеса к агитации.

В Кремле заверили, что никому не навязывают работу по поднятию явки на президентских выборах. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, об этом «не может идти и речи». Он добавил, что Центризбирком ведет работу по популяризации выборов, в средствах массовой информации также проводится разъяснительная кампания. В этой связи, не исключает Песков, некоторые могут реагировать на общую тенденцию и уже самостоятельно продвигать тематику, в том числе среди своих сотрудников.

По словам директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова, действительно нельзя исключать, что «какое-то муниципальное образование хочет быть святее Папы Римского и активнее всех остальных, а руководитель того или иного предприятия, испытывая слишком повышенное чувство патриотизма, переусердствовал в вопросе агитации выборов». Тем не менее с любыми подобными проявлениями «ведется серьезнейшая борьба».

«Все люди разные и нельзя утверждать наверняка, что совершенно нигде нет нарушений; даже в самой оптимальной системе отдельные нарушения бывают. Другое дело, что в данном случае подобная тенденция явно не носит системный характер, потому что изначально была поставлена задача всеми властными структурами, что выборы в первую очередь должны пройти корректно. И важно не столько показать какой-то великий результат, а продемонстрировать максимально легитимный и корректный результат, чтобы к полученным цифрам потом не было никаких претензий, не было сомнений и обвинений. Основная задача была поставлена именно так, и именно так ее транслирует и отрабатывает Центральная избирательная комиссия и представитель администрации президента, и ответственные за реализацию внутренней политики в регионах.

Но быть убежденным, что до всех эта информация дошла корректно и все сигналы были услышаны, конечно же, нельзя. К отдельным проявлениям, которые встречаются, можно относиться по-разному: придавать огласке, устраивать шум, создавать черный пиар, чем и занимаются одни структуры. С другой стороны, можно работать в рамках существующего правового поля и передавать информацию в Центризбирком, который эффективно и корректно с этими проявлениями борется. Если до ЦИК доходит объективная информация о каких-то нарушениях, то тут же принимаются меры вплоть до увольнения. Таким образом, с подобными проявлениями ведется серьезнейшая борьба. Но ведь можно бороться с негативными нарушениями, а можно использовать их для собственного пиара – это две разные вещи».

Оценивая действия ЦИК в ходе нынешней кампании, эксперт полагает, что задача вовлечь граждан в выборный процесс не является приоритетной для комиссии, потому что большинство людей давно определились – пойдут ли они поставить галочку напротив той или иной фамилии. В этой связи важнее всего – «создать стимул» участвовать в процессе голосования, «закрепить» это желание, объясняет господин Солонников.

«Люди заранее знали - выступают они за стабильность в нашей стране и готовы поддержать это направление или это непримиримая позиция, а потому они намерены голосовать против действующего лидера (убежденные коммунисты, либералы, ЛДПРовцы, - люди, которые всегда голосуют за свою партию и вождя). Поэтому в основном люди определились еще в декабре, а сейчас социология показывает, что колебания вокруг изначальных цифр незначительные – плюс-минус 3-5% вверх, плюс-минус 3-5% вниз, но не больше.

Поэтому не приходится говорить о том, что принимаются серьезные меры для увеличения явки. Меры на явку не влияют, и создаются условия для того, чтобы пришедшие на выборы получили дополнительный стимул к своим действиям. Чтобы на избирательных участках они увидели позитивную обстановку, праздник, чтобы было комфортно в информационной среде. Выборы также должны стать модными, это важно для молодежи. Вот именно вокруг всего этого и ведется работа – закрепление желания участвовать в выборах, но в меньшей степени это попытка привести к избирательным участкам тех, кто не собирался этого делать».

При этом традиционно участвовать в президентских выборах приходит гораздо больше избирателей, так как именно с этим политическим событием «связано много надежд». Граждане посещают участки по собственной инициативе и с пониманием, что итоговый результат «напрямую повлияет на изменения ситуации в стране, на ее позиционировании», добавляет политолог.

«В этом они участвуют с удовольствием, и в нынешних выборах, без сомнения, ожидается участие большего числа россиян, чем в предыдущие годы. При этом я не стал бы говорить, что динамика участия непосредственно в президентских выборах за последние двадцать лет значительно выросла. В выборах участвуют больше людей, если на них решается какой-то серьезный вопрос: если страна в кризисе и необходимы изменения, или, наоборот, оказывается серьезнейшее давление на страну извне и нужно продемонстрировать сплоченность. В таком случае избиратели понимают, что от них многое зависит; они должны показать единство внутри России перед фактором внешней угрозы». 

Поэтому вовлекать граждан в избирательную кампанию путем проведения лотерей, конкурсов, хороводов и спортивных мероприятий также не имеет никакого смысла, констатирует директор Института современного государственного развития.

«Превращать выборы только в хоровод неправильно. Выборы – это политический процесс, формирование органов власти, определение будущего политического и экономического курса страны. Все остальное, повторю, это дополнительной стимул для тех, кто и так собрался туда идти. Объяснение избирателям - зачем нужно прийти на выборы, формирование перед ними образа будущего, за которое имеет смысл проголосовать, - вот это важная задача.

Мы идем на выборы для того, чтобы определить будущее для себя, для своих детей, для своей семьи. И вот конкуренция этого выбора будущего и должна быть представлена. Когда ее нет, то выборы становятся скучнее, а когда есть конкуренция образа будущего, то выборы становятся интересными и в них интересно участвовать», - заключил Дмитрий Солонников.

Новости партнеров: