Полицейских, незаконно отбиравших детей у родителей, привлекут к ответственности

15.03.2018 18:21 1404
Прокуратура уже внесла представление в адрес высшего руководства ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти.

На этой неделе городская прокуратура проанализировала состояние законности в сфере отобрания детей у семей полицейскими и органами опеки. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выясняли, какая ситуация сложилась в Санкт-Петербурге и какие нарушения выявил надзорный орган.

В соответствии со ст. 77 Семейного кодекса РФ, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования (в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству).

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может стать основанием для отобрания ребенка и изъятия его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей.

Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям несовершеннолетнего в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

К полномочиям органов опеки и попечительства ст.77 Семейного кодекса РФ отнесено отобрание ребенка у родителей при наличии угрозы его жизни или здоровью.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании постановления главы местной администрации муниципального образования. Об отобрании ребенка незамедлительно уведомляется прокурор.

Также специалист органа опеки и попечительства обязан обеспечить временное устройство ребенка и в течение недели после вынесения вышеназванного постановления обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

В 2017 году количество детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органами опеки и попечительства, по сравнению с 2016 годом, сократилось в 3 раза и составило 7 против 22. При этом в каждом случае отобрания ребенка действия органов опеки и попечительства органами прокуратуры признаны законными и обоснованными.

Судами при рассмотрении исковых заявлений органов опеки и попечительства о лишении (ограничении) родительских прав граждан, у которых дети были отобраны в порядке ст. 77 СК РФ, приняты решения о лишении родительских прав 3 родителей, в отношении остальных судебные решения еще не приняты.

В силу закона к полномочиям сотрудников полиции отнесено доставление граждан в служебное помещение территориального органа полиции, в помещение муниципального органа и иное служебное помещение в целях защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, в том числе доставление несовершеннолетних, безнадзорных и беспризорных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Сотрудники ОВД должны осуществлять в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направлять таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Алгоритм работы сотрудников полиции с такими детьми предусмотрен Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что в 2017 году зарегистрирован 91 случай изъятия детей из семей, всего изъято 129 несовершеннолетних.

Как правило, в таких семьях, из которых изымались дети, воспитывался один ребенок. В одном случае, в Пушкинском районе города, из семьи забрали сразу пятерых детей.

Как правило, изъятие детей производилось в период с понедельника по пятницу, лишь в 19 % случаев дети изымались в выходные дни. А в 13 случаях — в дневное время.

Все дети, изъятые из семьи, в последующем направлялись в медицинские учреждения (СПб ГБУЗ «Детская городская больница № 22», СПб ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 5 им. Н.Ф. Филатова»), а также в СПб ГБУЗ «Центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, им. В.В. Цимбалина».

Прокуратура установила, что, как правило, в течение 2-10 суток дети возвращались в семьи к биологическим родителям на основании поступивших от них заявлений о желании забрать юных петербуржцев домой и отсутствии возражений у специалистов органов опеки и попечительства.

Наиболее частые причины изъятия детей — нахождение родителей в состоянии алкогольного опьянения, антисанитарные условия в квартире, где проживали дети, отсутствие продуктов питания в холодильнике.

Основанием госпитализации несовершеннолетних в медицинские учреждения являлось установление медиками скорой помощи, вызванными по месту жительства, признаков заболевания у детей (ОРВИ, энтеробиоз, ринит).

Анализ показал, что наиболее часто из семей изымаются дети в возрасте от 0 до 5 лет, значительно реже – от 10 до 16 лет.

Прокуратура проверила соблюдение норм закона сотрудниками полиции при изъятии детей.

Установлено, что дети из семей необоснованно изымаются на основании актов о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка и, минуя территориальные отделы полиции, доставляются бригадами скорой помощи в медицинские организации. Тогда как дети, не относящиеся к категории подкинутых или заблудившихся, помещаются в медицинские организации на основании акта, составляемого аналогично акту о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Кроме того родители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения и нарушающие, со слов соседей, общественный порядок, в территориальные отделы полиции не доставляются, медицинское освидетельствование таких лиц на состояние опьянения не проводится.

В силу закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать орган опеки и попечительства о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, создающей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

Проверка вскрыла отсутствие такого взаимодействия между сотрудниками полиции и органами опеки и попечительства.

Выявляя в дневное время ребенка, находящегося в обстановке, представляющей угрозу его жизни, здоровью или препятствующей его воспитанию, сотрудники полиции должностных лиц органов опеки и попечительства  в известность об этом не ставят, самостоятельно принимая решение об изъятии детей из семьи, фактически подменяя тем самым органы опеки и попечительства.

Примером могут служить материалы проверки по выявлению ребенка 2013 г.р., который в феврале 2017 года был обнаружен в квартире дома на 2-й линии В.О. без попечения родителей «в социально опасном положении». Ребенок находился дома один в отсутствие законного представителя, имелся свободный доступ к газовой плите, окнам, в холодильнике отсутствовали продукты питания, в жилище была антисанитария.

Несмотря на фактическое нахождение ребенка при угрозе его жизни или здоровью, сотрудники опеки и попечительства своевременно в известность об этой ситуации поставлены не были, вопрос об отобрании ребенка не инициирован.

Несовершеннолетний направлен в СПб ГБУЗ «Центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, им. В.В. Цимбалина» по акту полиции о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В связи с выявленными нарушениями закона прокуратура внесла представление в адрес заместителя начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об их устранении и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

UPD:

Официальный комментарий от ГУ МВД России:

В предупреждении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних участвуют множество субъектов, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и органы опеки и попечительства. Сложный характер указанной деятельности проявляется в ряде аспектов, в том числе неурегулированность трудовых правоотношений. Речь идет о  том, что нередки случаи изъятия уполномоченными сотрудниками ОВД детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью,  в ночное время, выходные и праздничные дни в отсутствие представителей органов опеки и попечительства ввиду их установленного режима труда и отдыха. При этом в ГУ МВД России подчеркнули, что в целях устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь запланированы совместные мероприятия.  


Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Новости партнеров: