Эксперт о зависимости доходов начальников от зарплат подчиненных

29.03.2018 13:03 3743
В ближайшее время в государственных учреждениях возможны изменения в вопросе регулировании доходов начальства: размер зарплаты руководителей может стать напрямую зависимым от уровня заработка подчиненных. НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с экспертами на эту тему.

Как сообщали ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ, соответствующая законодательная инициатива депутатов Дениса Четырбока и Елены Киселевой уже преодолела второе чтение в ЗакСе. По мнению авторов законопроекта, чиновники, занимающие руководящие должности, не должны устанавливать себе зарплаты, в разы превышающие зарплаты своих сотрудников. Инициаторы считают, что доходы начальников в госучреждениях и на госпредприятиях не могут более чем в восемь раз превышать зарплату подчиненного. Также в особых случаях учредитель имеет право довести соотношение до пропорции один к четырем, то есть заработок руководителя может быть сокращен до размера четырех зарплат сотрудника предприятия. Эта кратность уже включает в себя надбавки и стимулирующие выплаты.

Если чиновники решат самовольно устанавливать себе уровень заработной платы, то они будут привлечены к строгой ответственности, вплоть до увольнения, говорится в документе.

Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари», считает, что подобная инициатива может быть полезна для чиновников и государственного сектора. По мнению эксперта, проблема разницы между окладами чиновников не является такой острой. Важно уделить внимание в этом вопросе существующим надбавкам, потому что именно они составляют серьезный прирост к доходу работников госучреждений.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ также пообщались на тему законопроекта с доцентом департамента менеджмента НИУ ВШЭ Еленой Кудрявцевой, которая считает, что данная инициатива является не лучшим подходом в вопросе решения проблемы с разницей в должностных доходах.

По мнению Кудрявцевой, принятие законопроекта приведет к серьёзной работе по переструктуризации штата. Будут осуществлены изменения в заработной плате, соотношения доходов будут выдерживаться согласно заявленной пропорции, но это никак не отразится на эффективности деятельности. Эксперт также отметила, что, безусловно, в вопросе выстраивания определенного соотношения доходов в государственном секторе нужно отталкиваться не от окладов, а от совокупного дохода каждого из чиновников, который складывается из зарплаты, премий и надбавок.

«Дело в том, что это принципиально неправильный подход, который не даст реального результата. Эта внутренняя игра связана с проблемой соотношения зарплат чиновников с фактической пользой, которую они приносят государству, а также с огромным разрывом между доходами высших и средних руководителей и рядовых госслужащих. Но вопрос в том, к чему это приведет? Ни один руководитель серьезного уровня не согласится с понижением своих доходов. То есть для того, чтобы поднять доходы своих подчиненных, надо половину из них уволить, а оставшимся поднять заработную плату. В таком случае нагрузка на одного специалиста возрастет многократно», - поделилась своими прогнозами Кудрявцева.

С ее слов, данная инициатива будет осуществлена за счет структурных изменений. Общий объем фонда оплаты труда останется прежним, а значит - все изменения будут проведены в пределах той же самой суммы, просто деньги будут перераспределены иначе, считает специалист.

Во всем мире до конца не решен вопрос, как правильно оценить труд чиновника. Кудрявцева предлагает достаточно разумный, по ее мнению, подход, согласно которому существует фиксированный оклад в соответствии с должностью сотрудника. В свою очередь у каждого региона, муниципалитета, у каждого направления существует свой ряд государственных задач, на осуществление планов и программ которых выделяется дополнительное финансирование. Если чиновник достигает плановых показателей, то часть выделенных государством денег идет в качестве надбавки тому, кто содействовал в реализации этой программы.

«Сейчас у нас зарплаты чиновников не привязаны ни к чему кроме минимальной оплаты труда и понимания средней заработной платы по региону. Это не экономический подход к формированию зарплат в бюджетной сфере, и во всем мире никто так уже не делает. В регионах есть подразделения, где рядовой чиновник получает 13-15 тысяч рублей, а дальше идет перераспределение фонда оплаты труда в сторону «верхушки». Данная инициатива - это попытка уравнять доходы между госслужащими, но бюджет уже принят, и деньги те же самые. Любой руководитель найдет способ поделить выделенные средства так, чтобы решить свои проблемы», - объяснила доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ.

На данный момент информация о доходах чиновников находится в закрытом доступе, авторы проекта предлагают сделать эти сведения публичными. В случае принятия законопроекта, данные об окладах руководителей, заместителей и бухгалтеров будут публиковать на официальных сайтах соответствующих учреждений.  

«Если речь идет об окладах чиновников, то существует некоторое противоречие, которое заключается в том, что данные о совокупных доходах по-прежнему останутся закрытыми, то есть опубликованная информация не отразит реальной картины. До тех пор, пока не будет прямой привязки заработных плат всех уровней чиновников к реализации государственных программ и конкретных задач, ничего не изменится», - подытожила Кудрявцева.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Материалы по теме: