Эксперт: Если нет альтернативы в виде человеческого общения, подросток неминуемо уйдет в виртуальный мир

12.04.2018 16:04 6749
Выходя в интернет, ребенок, по сути, попадает в глухую чащу леса один, без сопровождающего. Задача взрослого - построить ему маршрут.

По данным ВЦИОМ, доля пользователей интернета в России в 1 кв. 2018 г. составила 80%. Причем, если еще в 2011 году ежедневно пользовались интернетом лишь 28 % россиян, то в 2018 – 62 %, а среди молодежи эта цифра составляет 95 %. При этом 17 % молодой аудитории уже не мыслят свою жизнь в отсутствие интернета.

Понятно, что интернет стал неотъемлемой частью нашего существования, но в его паутине есть множество угроз как скрытых, так и явных, и наиболее опасны они для детей и подростков, которые зачастую в силу своей доверчивости и неопытности не могут отличить правду от лжи. К чему приводит использование интернет-манипуляторами этого доверия, мы знаем: случаев агрессивного поведения и даже суицидов среди детей и подростков, причиной которых стало интернет-общение, все больше.

Как помочь детям не заблудиться на просторах всемирной паутины? Об этом НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с детским и подростковым психологом центра «Респект» Зоей Веретенниковой.

Если говорить о проблеме интернет-зависимости, то она в силу относительно недавнего появления интернета тоже проявилась не так давно. И это новая форма зависимости. О каких пагубных пристрастиях мы знали раньше? Это, прежде всего, наркотики и алкоголь. Но если тут все однозначно - это плохо, то в случае с интернет-зависимостью все не так просто, ведь компьютер приносит и много чего полезного. Не только подростки, но и взрослые сидят в соцсетях, фильмы смотрят и т.д. Так что и для них вычленить, где заканчивается "здоровое" и начинается "больное", очень сложно.

Как родителю определить эту «красную черту», за которой начинается зависимость?

У ребенка обязательно должна быть какая-то иная жизнь, вне интернета: друзья, хобби, общение внутри семьи, то, что его держит в реальном мире. И если этого достаточно много, скажем, больше 50 %, а все остальное пусть даже и интернет, то можно «дышать спокойно», отдавая себе отчет в том, что интернет сейчас – это часть культуры и никуда от этого не денешься.

Категорически не рекомендую родителям лишать подростка интернета, потому что для ребенка это страшно, это все равно, что лишить его кислорода - таковы реалии сегодняшней жизни и всемирного развития интернет-пространства. Отключите дома, он уйдет к приятелю, а потом начнет все чаще пропадать…

А сами подростки ощущают проблему интернет-зависимости?

Подростки не видят в этом никакой проблемы – это их жизнь. Подросток отрицает, что он зависим, как и любой по-настоящему зависимый человек. Понятно, что родители очень боятся этого времени, проведенного в интернете, но если ребенку не давать какую-то альтернативную опору в виде человеческого общения, прежде всего, то он уйдет в виртуальный мир.

Вы имеете в виду насытить их жизнь событиями? Совместные походы в кино, прогулки и т.д.

Скорее, не событиями, а отношениями. Уход в виртуальное пространство – это просто признак нехватки человеческого общения. Когда я не могу поговорить с живым человеком, не могу обсудить что-то важное. Поэтому - не просто вместе сходить на прогулку, а во время этой прогулки пообщаться, установить эмоциональные отношения.

Даже если до некоего момента родитель не видел необходимости в общении, и контакт с детства не налажен, то ребенок может стать  инициатором, он сам расскажет о том, например, как прошел день, если родитель обеспокоен зависимостью от компьютерных игр, почему бы не обсудить эту самую игру: что нравится, что нет.

А если ребенок не идет на контакт: "Отстань от меня со своими разговорами, мне некогда"?

В этом случае явно есть проблемы в контакте, нарушения. То есть родитель утратил доверие ребенка, и необходимо его восстановить. Причины могут быть разные, и родителю рекомендуется проконсультироваться с психологом для того, чтобы понять, где произошло это нарушение, когда доверие утерялось. Иногда выясняется, что у ребенка вообще никогда не было особого контакта и родителю просто нужно этот контакт выстроить.

Если вы впервые заговорили откровенно с ребенком, когда ему 14 лет, сиюминутного контакта вы не получите.

То есть общаться с самого раннего детства... Но тут родители, как правило, ссылаются на занятость и недостаток времени. Какое минимально время они должны выделить для ежедневного общения с ребенком?

Можно и 15 минут общаться, главное, чтобы это было качественно. Потому что если 15 минут ребенок выслушивает исключительно нотации от родителя, то это не приведет к контакту. Если ребенок рассказывает о проблеме, а родитель критикует и говорит или своим скучающим видом показывает, как это ему все неинтересно, это не восстановит отношения. Родитель должен понимать, сколько он реально может выделить времени: готов он полчаса говорить с ребенком о его проблемах, на его языке, стараясь не вносить критику и мораль? Необходимо быть доступным человеком, чтобы ребенок расположился и рассказал, как прошел день, как дела в школе, какие у него переживания, связанные с уроками, друзьями, рассказал о своих мечтах, «хотелках». Хоть десять, хоть пять минут, но чтобы они были искренними.

Главное – уважение к ребенку, к его переживаниям. Это его жизнь, она для него важна и более важного у ребенка нет. Нельзя детские проблемы оценивать по взрослой шкале. Родитель должен стать исследователем проблемы, почему ребенок так переживает именно из-за этого, расспрашивать, понимать, тогда ребенок пойдет не к компьютеру, а к маме и папе.

Ему захочется устроиться со своими проблемами в каком-то теплом, понимающем пространстве, созданном родителями. Потребность возникнет - прибежать на кухню и рассказать все-все-все! Обсудить все подробности и нюансы. А в ответ на критику и отторжение он закроется и пойдет обсуждать свои проблемы в какое-то интернет сообщество, где, как ему будет казаться, его понимают. Хотя это большая иллюзия.

Сейчас по новым образовательным стандартам в школе вводятся уроки по безопасному поведению в интернете. Какими они должны быть с вашей точки зрения?

Наглядно помогать осваивать это пространство и рассказывать, что хорошо, что плохо, куда ходить, что делать, если зашел куда-то не туда. Ведь интернет - это даже не на улицу выпустить ребенка одного. Это бесконечность, по сути, никем не контролируемая. Улица, она под контролем как раз - мы знаем правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улице... Образно говоря, выходя в интернет, ребенок попадает  в чащу леса без сопровождающего, не зная как выбираться, какие опасные существа есть в лесу, как получить помощь в случае опасности.

Необходимо рассказывать, как выбирать друзей из тех, кто «постучался»; если в открывшемся «окне» информация, которая напугала, смутила - что делать в этом случае.

Без преувеличения, нужно учить, как выжить в интернете  - обрисовать всю карту, весь маршрут построить, как если бы вы отправляли ребенка в далекое и опасное путешествие одного.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Материалы по теме: