Эксперт о борьбе с несанкционированной рекламой

19.04.2018 12:46 63496
Чрезмерная назойливая реклама, размещенная буквально на каждом углу, раздражает глаз и портит облик города. НЕВСКИЕ НОВОСТИ расскажут о юридической стороне наболевшего вопроса.

Помимо того, что от бумажной рекламной продукции продолжают страдать стены, столбы, магазины и подъезды Петербурга, теперь с приходом тепла рекламу можно увидеть и на тротуарах города. Количество трафаретной рекламы резко увеличилось, об этом рассказывает общественное движение «Красивый Петербург». От свежих штампов уже пострадали Владимирская площадь и улицы Центрального района, а кое-где и стены домов. Жители сообщают о появлении трафаретной рекламы и в других районах. Как ранее сообщали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, борьба с несанкционированной рекламой активно ведется волонтерами и разными общественными движениями. Но окончательно искоренить проблему все же не удается, так как ежедневно расклейщики вывешивают сотни новых объявлений. Представители движения «Красивый Петербург», не первый год занимающиеся этим вопросом, предложили действенные схемы с введением системы автоинформирования. Данная система позволяет блокировать номера, которые прописаны в объявлениях, таким образом реклама становится неэффективной и бессмысленной. Загвоздка заключалась в том, что заявки граждан с жалобами на несанкционированную рекламу обрабатывались слишком долго, и система автоинформирования становилась не результативной.

Также представители движения сообщили о результатах полугодового мониторинга борделей, загрязняющих своей рекламой город. Данный мониторинг проводился при помощи ГУВД и касался как бумажной рекламной продукции, так и трафаретной рекламы на тротуарах. На данный момент мониторинг проводится постоянно в десяти районах города: Василеостровский, Петроградский, Центральный, Выборгский, Фрунзенский, Приморский, Московский, Пушкинский, Адмиралтейский и Невский. Некоторые из перечисленных районов являются особенно проблемными - количество публичных домов не уменьшается так же, как и количество расклеенной ими рекламы. К таким районам можно отнести Центральный, Выборгский, Приморский и Адмиралтейский. Но есть и те районы, где наблюдаются положительные сдвиги: число притонов сокращается, и реже фиксируется расклейка рекламы.

«Исходя из результатов взаимодействия с полицией, можно сказать, что чистота и отсутствие засилья мусорной рекламы могут быть только в том районе, в котором местная полиция искренне заинтересована победить мусорную рекламу. Примером могут служить Василеостровский и Петроградский районы», - сообщают представители «Красивого Петербурга».

По их мнению, благодаря участию активных и неравнодушных горожан охват территории расширяется, а борьба с незаконной рекламой становится системной и эффективной. Но основную функцию контроля и борьбы с несанкционированной рекламой должны осуществлять органы власти. После обращения в Комитет по благоустройству касательно трафаретов на тротуарах города был получен ответ о том, что работы по очистке дорожных поверхностей от информационных надписей производятся ежедневно. Но в действительности надписи уже неделю красуются на тротуарах, сообщает «Красивый Петербург».

«Оставить заявку в службе 004 не удалось, потому что операторы не принимают заявки. Видимо, по мнению чиновников, в городе такой проблемы не существует», - рассказывают представители движения.

Как закон регулирует распространение рекламы, рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ генеральный директор юридической компании «Северо-Западный Правовой Альянс» Наталья Гузанова.

Этой деятельности посвящен целый Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе», который регламентирует распространение рекламы в стране. Согласно 19 главе данного закона наружная реклама должна быть размещена на рекламных конструкциях, ее размещение требует специального разрешения на установку с соответствующим регламентом его получения. Расклейка объявлений на столбах, остановках, фасадах зданий классифицируется как несанкционированная реклама, за размещение которой предусмотрен штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Отдельно выделяются нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции, а также размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах, рассказала Гузанова. Из анализа санкций, получается, что в наличии 2 специальные статьи за определенные виды нарушений, и одна общая.

По мнению юриста, законодательством предусмотрена достаточно жесткая ответственность за несанкционированную рекламу, но все же новые объявления и трафареты появляются на дорогах, улицах и зданиях Петербурга ежедневно.

«На мой взгляд, статья 14.3 относительно нарушения законодательства о рекламе рекламодателем носит общий характер и применяется к «более масштабным правонарушениям». Проанализировав судебную практику привлечения к ответственности по данной статье, я делаю вывод, что статья работает по большей части при выявлении нарушений согласованной и размещенной рекламы: в печатных изданиях, на телевидении и т.д. Таким образом, проблематика распространения мелкой несанкционированной рекламы остается не охваченной», - пояснила Гузанова НЕВСКИМ НОВОСТЯМ.

С ее слов, узкий круг полномочных должностных лиц составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 14. 3 КоАП также является весомой причиной недостаточно активной борьбы с несанкционированной рекламой. Как объясняет юрист, на сегодня эти полномочия принадлежат Федеральной Антимонопольной службе, которая, как правило, реагирует на правонарушения либо по «заявлению заинтересованного лица», либо, когда «масштабы ощутимые».

Также причиной высокого уровня несанкционированной рекламы является пассивная позиция тех, кто ответственен за содержание столбов, фасадов, заборов и т.д. Никто не пишет жалобы и не пытается наказать нарушителей, так как это требует определенных временных затрат. Часто управляющие компании очищают столбы и прочие поверхности от назойливых предложений и этим ограничиваются.

«Если говорить об уменьшении объема подобной рекламы в городе, то можно обратиться к опыту коллег по несчастью: в Москве стали использовать специальные добавки в краску для столбов и иных конструкций, не позволяющую приклеиваться инородным предметам на них. Во Франции используют в покрытии специальный крупный песок, который также не позволяет держаться объявлениям в не отведенных для этого местах», - поделилась юрист.

Также по ее мнению, имеет смысл рассмотреть вопрос об определении мест для бесплатного размещения объявлений малого и среднего бизнеса в пределах квартала или муниципального образования. Помимо этого расширение круга должностных лиц, в компетенцию которых входит составление протоколов о нарушении законодательства о рекламе, способствовало бы применению нормы права и могло бы повлиять на сознательность рекламодателей.

                                                                                                                                                       Мария Фоменко


Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Материалы по теме: