«Наша задача — заставить эффективно работать». Интервью с заместителем прокурора Петербурга

14.05.2018 16:13 3199
Органам прокуратуры принадлежит важнейшая роль в системе государственной власти —осуществление надзора за исполнением норм действующего законодательства. Так, прокуратура обеспечивает слаженную работу всего государственного механизма.

Наряду с множеством решаемых прокуратурой задач, одной из приоритетных функций надзорного органа является защита прав граждан. Петербуржцы приходят с различными проблемами: от жалоб на соседей до бездействия чиновников и правоохранительных органов. Прокуратура стоит на защите самых уязвленных слоев населения, поэтому количество обращений измеряется в десятках тысяч. Только за минувший год в органы прокуратуры поступило более 147 тысяч обращений. НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с заместителем прокурора города, старшим советником юстиции Дмитрием Николаевичем Харченковым и выяснили, как в Петербурге справляются с ежедневным потоком жалоб и обращений.

Дмитрий Николаевич, в каких случаях гражданину стоит обращаться в прокуратуру?

Начнем с полномочий прокурора, чтобы было понимание, что конкретно мы можем. Прокуратура — это единственный и во многом универсальный государственный орган в стране, который наделен полномочиями по максимально эффективному и полному восстановлению нарушенных прав граждан. В чем это заключается: у каждого органа государственной власти есть свои полномочия, свой предмет ведения, в рамках которых они осуществляют свою деятельность. Не всегда эта деятельность, по мнению граждан  соответствует действующему законодательству. И человек оказывается на перепутье: как восстановить нарушенное право. Он может либо обратится в этот же орган в порядке ведомственного контроля к руководителям, может обратиться в суд (право любого человека), но не всегда это бывает быстро и значимость вопроса может не всегда соответствовать статусу судебного спора, либо к прокурору. Иногда, исчерпав, или даже не начав реализовывать свое право в каком-то органе, который допустил нарушения, идет сразу к прокурору. У нас, как я сказал, для этого есть широкий инструментарий. Мы можем вносить акты прокурорского реагирования, направленные на восстановление прав. Их несколько видов, но наиболее распространенный — это представление об устранении нарушений норм действующего законодательства, допущенных должностным лицом. Внося данный акт, мы требуем устранить нарушения, установить причины и условия, послужившие этому нарушению, и ставим вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Это срабатывает. За исключением вопросов, которые решаются исключительно в судебном порядке, например установление права собственности. Прокурор, пользуясь своими полномочиями, достаточно быстро и эффективно восстанавливает право. Классический случай это невыплата заработной платы. Человек может сам подать в суд, но не всегда у него для этого есть возможность, юридические знания, желание заниматься судебными делами, время и так далее. Пострадавший может обратиться в государственную инспекцию труда, контролирующему данный вопрос органу, либо к прокурору.  Для нас соблюдение трудовых прав граждан является приоритетным направлением деятельности. Естественно, люди идут к нам, видя, как эффективно мы решаем их проблемы. Получив такое обращение, прокурор проводит проверку, если все подтверждается, он вносит акты реагирования и добивается реальной выплаты заработной платы. Подчеркиваю, реальной, а не формальных отписок. Наша особенность по восстановлению нарушенных трудовых прав будет в том, что мы можем и в суд обратиться, можем внести представление, выберем, что будет наиболее эффективным и максимально необходимым, выгодным гражданину. Спектр защиты граждан достаточно широк и нет, наверное, ни одного органа у нас в государстве, даже контролирующего, который наделен был бы такими полномочиями от внесения актов реагирования, представлений, предостережений, протестов, исков, до организации уголовного преследования. У нас широкий охват с точки зрения всего законодательства, поэтому люди к нам идут.  Но у нас есть еще и другой принцип — мы не подменяем свою деятельность, потому что стараемся не мешать нашим коллегам, да и не можем выполнять всю работу за них. Наша задача – заставить эффективно работать. Осуществляя надзор, мерами прокурорского реагирования, межведомственным взаимодействием, мы помогаем руководителям надзорных органов, коллегам из правоохранительных органов увидеть недостатки и резервы для улучшения их деятельности.

Существуют ли какие-нибудь рекомендации для человека, решившего обратиться в органы прокуратуры?  

Есть — обращайтесь! Но при этом следует иметь ввиду, что, если, по мнению заявителей, допущены нарушения их прав, мы называем такие обращения первичными. В таком случае мы советуем гражданам обратиться в тот орган или организацию, где были нарушены их права. Может быть руководитель разберется сам, исправит нарушения самостоятельно.

Можете привести конкретный пример?

Ну, допустим, по мнению заявителя, управляющая компания плохо оказывает коммунальные услуги. Можно, конечно, пойти в прокуратуру района или даже города и подать заявление, но нужно понимать, что все сотни тысяч принятых заявлений мы проверить физически не можем, и это не совсем наша функция. Мы отправим это обращение «контролеру», скорее всего это будет государственно-жилищная инспекция или жилищный комитет администрации Санкт-Петербурга. Для того, чтобы они в рамках их полномочий попытались решить вопрос заявителя. Однако, если человек обращается и не видит реакции, то это прямая дорога к прокурору. Мы уже готовы будем оценить бездействие наших коллег, восстановить права гражданина и еще спросить с них, почему вы таким образом работали. Мы рекомендуем сначала попытаться самостоятельно решить вопрос. Иначе, если вы к нам обратитесь сразу, то просто потеряете время, пока мы будем перенаправлять жалобу. Достаточно большое количество жалоб перенаправляем, потому что эти обращение первичны. Но если же вы обратились и там нет защиты, то к нам прямая дорога. Мы проведем проверку.

Дмитрий Николаевич, в пресс-релизах и с телеэкранов мы часто слышим это словосочетание — прокурорская проверка. Можете объяснить нашим читателям, что это такое и в каких случаях она проводится? 

В первую очередь, должны быть основания. Как правило, это обращение граждан, если не брать в расчет отраслевые нормы уголовно-процессуального законодательства. Она проходит по обращениям граждан или организаций, по сообщенным фактам нарушений действующего законодательства, именно нарушений. Не просто так: кто-то обратился и что-то ему нравится. Иногда, люди могут добросовестно заблуждаться, естественно, мы это оценим, если будет действительно приведена фактура. Например, мать троих детей стоит на учете по улучшению жилой площади. На протяжении 15 лет очередь не двигается, и она не может получить причитающуюся ей по закону жилплощадь. Человек в данном случае привел суть проблемы, свое отношение, факты. Естественно в данном случае нам достаточно оснований начать прокурорскую проверку. И дальше либо обращение подтверждается, и мы принимаем меры, либо не подтверждается и, соответственно, мы тогда гражданину разъясняем, по каким причинам мы не удовлетворяем его требование. Мы можем провести проверку по сообщениям СМИ. Например, экологический вопрос или отравления в школах. Мы можем возбуждать любое административное дело.

Имеет ли смысл проконсультироваться со специалистами перед подачей заявления?

Конечно, если есть возможность. Следует признать, что общая юридическая грамотность населения не на очень высоком уровне. Как поступать человеку в той или иной ситуации? Самая большая беда — люди не знают своих прав и обязанностей. Интересуйтесь ими. С развитием Интернета и других коммуникационных технологий, информация стала более доступна. Возможно, в каких-то случаях люди ленятся посмотреть. 

В органах прокуратуры есть личные приемы граждан сотрудниками и руководством — человек может прийти даже без заявления. В любой районной прокуратуре и прокуратуре города ежедневно в рабочее время фактически весь личный состав задействован в этом приеме в рамках компетенции и согласно графику, который вывешен на общее обозрение. 

Большое количество жалоб, конечно, свидетельствует о том, что есть определенные проблемы. Но с другой стороны мы понимаем, что люди идут, доверяя. Наши сотрудники проводят работу в плане разъяснения действующего законодательства. Во-первых, рассказываем людям об их правах и обязанностях. Например, это касается родительских прав и обязанностей. Во-вторых, стараемся различными способами давать широкий спектр разъяснений для того, что бы люди понимали к кому идти, куда идти, где реализовать право. Конечно, простым гражданам сложно понять, где заканчиваются полномочия одного органа и начинаются другого, но мы живем в 21 веке, Интернет есть у многих. Каждый государственный орган имеет свой сайт, где размещается необходимая информация с разъяснениями. Электронные способы подачи обращений сейчас достаточно широко внедрены, человеку не обязательно идти на прием, он заполняет электронную форму обращения и отправляет его посредством электронной почты. Это экономит время. 


Наиболее актуальными для граждан, обратившихся на личный прием к руководству прокуратуры города, традиционно являлись вопросы невыплаты и задержки заработной платы и пособий, неоформления трудовых отношений, управления многоквартирными домами и содержания жилого фонда, платы за коммунальные услуги, распоряжения общедомовым имуществом, деятельности правоохранительных органов, преимущественно полиции, работы судебных приставов, нарушения прав потребителей.

Особой популярностью среди заявителей пользуются проводимые прокурором города приемы в режиме видеоконференцсвязи, которые позволяют любому гражданину обратиться непосредственно к прокурору города. 

В прошлом году расширена практика проведения выездных приемов руководящим составом прокуратуры города и районных прокуратур граждан с ограниченными возможностями, пенсионеров и ветеранов,  в том числе в местах их массового нахождения и проживания, выездных приемов в социально значимые учреждения и т.д.

Прокурором города и руководством всех районных прокуратур в ноябре-декабре проведены открытые встречи с гражданами с ограниченными возможностями и представителями общественных объединений инвалидов, а также иных социально незащищенных групп населения, которые касались вопросов их адаптации к современным условиям жизнедеятельности и проблемам доступной среды в городе. В ходе встреч проведена значительная работа по правовому просвещению, оперативно приняты меры для защиты прав и законных интересов указанной категории граждан.

Участниками встреч обсуждены вопросы сопровождения инвалидов на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе метрополитене, проблемы беспрепятственного доступа к социально значимым объектам, вопросы лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения и т.д. Прокурорами инициированы проверки по поступившим от инвалидов в ходе указанных встреч обращениям о нарушениях их прав. При наличии оснований приняты меры прокурорского реагирования.

Приоритетом в текущем году останется взыскательный подход к качеству ответов на жалобы граждан, активизация работы по личному приему руководством прокуратуры, повышение ответственности поднадзорных структур за своевременное, качественное и полное рассмотрение обращений.

 

Материалы по теме: