Велосипедная культура в Петербурге: от поездок в парке до серьезных путешествий  по городу

14.05.2018 19:41 4786
С приходом тепла количество велосипедистов на дорогах заметно увеличилось. О том, как безопасно ездить на велосипеде в городе, какие веломероприятия ожидаются в ближайшее время, а также о тех, кто ездит на двухколесном транспорте круглый год, расскажет корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

С приходом устойчивой теплой погоды многие петербуржцы пересели на велосипеды: кто-то просто катается в парке на выходных, а некоторые используют велосипед в качестве основного транспорта для передвижения по городу, поэтому важно помнить о технике безопасности на проезжей части и тротуарах. НЕВСКИЕ НОВОСТИ подготовили памятку для велосипедиста, рассказывающую о том, как защитить себя и других участников движения на дорогах.

Существует важный свод правил, который должен соблюдать каждый велосипедист, выезжающий на проезжую часть:

-вести себя предсказуемо, чтобы другие участники движения могли четко распознать намерения велосипедиста. Заблаговременно сообщать о своих манёврах и перестроениях;

-знать и соблюдать ПДД, останавливаться на красный свет, двигаться по ходу дорожного движения, а также действовать согласно дорожным знакам и разметке;

-контролировать ситуацию на дороге, обращать внимание на сигналы, которые подают другие участники движения, убедиться в том, что автомобилист точно видит вас, а потом проезжать дальше;

-правильно вести себя на пешеходных переходах. Если вы едете по проезжей части, пропустите людей на пешеходном переходе. Если вы пересекаете дорогу по пешеходному переходу — спешьтесь;

-при наличии велосипедной дорожи ехать исключительно по ней;

-держаться ближе к краю проезжей части, но не прижиматься вплотную к поребрику, оставлять около метра справа;

-не поворачивать налево на перекрестках, это — опасно. А если у дороги больше двух полос или есть трамвайные пути, то это запрещено правилами. Также можно перейти перекрёсток, как пешеход;

-обращать внимание на двери машин. Очень распространённая авария — велосипедисты влетают в неожиданно открывающиеся двери автомобилей. Ехать нужно хотя бы в метре от припаркованных машин;

-не приближаться к большим автомобилям, автобусам и троллейбусам: их водители не видят вас;

-быть заметным с помощью фонарей, светоотражателей и яркой одежды;

-не говорить по телефону и не слушать музыку по время поездки.

Если по проезжей части ехать опасно: мост, плохая обочина, грязь, грузовики, пробка — аккуратно и медленно поезжайте по тротуару, не мешая пешеходам, так как это их территория. Особенно осторожными велосипедистам нужно быть, если поблизости есть дети или собаки, так как их поведение нельзя предсказать. Не забывайте притормаживать, проезжая выезды из дворов. Оттуда могут неожиданно выехать автомобили.

Для того, чтобы точно быть уверенным в своих навыках вождения, можно пойти в специализированную велошколу, где педагоги расскажут про правила дорожного движения и обучат всем необходимым навыкам для безопасной езды на велосипеде в городе.

Со слов Павла Хусу, руководителя петербургского велообщества, самым опасным местом для велосипедиста, по статистике, становятся перекрестки.  

«В первую очередь водители, поворачивающие направо, часто не ожидают увидеть велосипедиста или думают, что ему тоже нужно направо. В итоге это заканчивается столкновением или велосипедист вынужден поворачивать направо вместе с автомобилем. Помимо этого встречный транспорт, который делает поворот налево, пытается вклиниться в образовавшееся окошко: на скорости это тоже может закончиться аварийной ситуацией», - предостерегает Павел Хусу.

Как рассказывает руководитель сообщества, с каждым годом велокультура все больше привлекает петербуржцев. Город пока не совсем готов к таким переменам, но постепенно эта инфраструктура развивается. На сегодняшний день в Петербурге около 80-90 км велодорожек, что очень мало, поясняет эксперт, так как протяжённость автодорог в городе составляет около 3000 км. К примеру, в Хельсинки обустроено около 1000 км велодорожек, хотя сам город в разы меньше Петербурга, сообщает Хусу. По информации специалиста, у горожан есть определённый запрос на строительство специализированных дорожек, и уже два года подряд в проекте «Твой бюджет», который проходит в ряде районов города, побеждают проекты, связанные с развитием велоотрасли. Так появились велодорожки в центральном районе на Фонтанке, в Василеостровском районе на Большом проспекте, в Адмиралтейском районе - дорожка от Дворцовой площади до парка «Новая Голландия», а также велодорожки до парковок около школ и поликлиник района.

«Пока что развитие данной инфраструктуры продвигается медленно, а работа некоторых госорганов еще больше тормозит процесс. Например, некоторые велодорожки, построенные в 2017 году, до сих пор не переданы в эксплуатацию», - сообщает Павел Хусу.

Тем не менее, в городе проводятся различные мероприятия, посвященные велосипедизации Петербурга. По мнению инициаторов проектов, власти города должны видеть, как много жителей используют  велосипед в качестве основного транспорта.

Одним из ближайших мероприятий станет весенняя акция «На работу на велосипеде», которая пройдет 18 мая. В этот день велосипедисты в городах по всей России отправятся на велосипеде на работу, учёбу или по другим делам.

Таша Конкина, координатор проектов велосипедизации Санкт-Петербурга, рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ про предстоящую акцию.

«Первый раз мероприятие было организовано в 2013 году, могу сказать, что количество участников растёт каждый год. Правда, очень многое зависит от погоды, мы проводили наши акции в разное время года: в сентябре, в феврале, вот сейчас – в мае. У нас в команде очень много людей, которые предпочитают велосипед автомобилю, часто это удобнее и быстрее. Например, Дарья Табачникова, советник вице-губернатора Албина по велоинфраструктуре, продала свой автомобиль, потому что поняла, что для ее поездок вовсе не обязательно иметь машину», - поделилась Конкина.

Еще одним важным мероприятием для велосипедистов станет «Большой велопарад»,  который пройдет 27 мая, в день города, об этом ранее писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ. Как сообщил Павел Хусу, крупнейшие велопробеги «Открытие велосезона» и «Белые ночи», собиравшие по 6-8 тысяч участников, последние годы не получают согласование в ГИБДД и поэтому проводятся в другом, менее масштабном формате. В связи с этим «Большой велопарад» в Петербурге является единственным массовым велосипедным мероприятием и единственной возможностью для петербургских велосипедистов проехаться масштабной колонной по центру города. Также, по мнению эксперта, это возможность показать горожанам и городской администрации, сколько в Петербурге велосипедистов, и что все эти люди нуждаются в велоинфраструктуре для того, чтобы безопасно передвигаться по городу. С его слов, численность участников растет каждый год: два года назад было порядка трёх тысяч человек, в прошлом году уже пять тысяч человек, а в этом ожидается порядка семи-восьми тысяч участников.

Также эксперты рассказали, что сейчас очень много людей используют велосипед круглый год. Со слов Конкиной, у людей может быть разная мотивация: кто-то использует велосипед как дополнительную спортивную нагрузку для укрепления здоровья, кому-то это экономит время, чтобы не стоять в пробках. Сама Конкина также использует двухколесных транспорт круглогодично, считая поездку на велосипеде гораздо более приятной, чем в метро.

Павел Хусу также рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о том, что велосипед является для него основным способом передвижения по городу.

«Я пять лет езжу на велосипеде круглый год и вижу определённую динамику в течение этого времени. Количество круглогодичных велосипедистов увеличивается, поэтому очень важно наличие велодорожек в городе, так как в зимний период это гарантирует большую безопасность всем участникам дорожного движения», - подытожил эксперт.


Справка:

Петербургское велосообщество объявило о начале большой общественной кампании по исправлению дефектов велосипедной инфраструктуры. Любой житель города может принять участие в акции и сообщить о городских недочетах в отношении велосипедной среды Петербурга. Все подробности можно узнать здесь.

                                                                                                                                                            Мария Фоменко

Материалы по теме: