«Георгиевский крест» на развитии Петербургского метрополитена: станция «Новокрестовская»

22.05.2018 12:20 6715
Постоянный автор НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ рассуждает, как Георгий Полтавченко «крестил» Петербургский метрополитен.

В период знаменитого советского дефицита особо ценным считалось иметь какую-то безделушку, находившуюся на самом видном месте и купленную за огромную по тем временам сумму. Использовалась она крайне редко, в основном для демонстрации неоспоримых преимуществ перед соседями, зарабатывающими на «рубль двадцать» меньше. 13 мая в Петербурге со всеми почестями на обозрение была выставлена именно такая безделушка – станция «Новокрестовская». Она еще не покрылась пылью, но уже сейчас необходимо понять, почему «Новокрестовская» – как чехословацкий сервиз на «румынской стенке» сегодняшнего Петербургского метрополитена.

На первый взгляд, строительство станции метро вблизи нового стадиона «Санкт-Петербург» кажется логичным. Обеспечивая арену транспортом с высокой пропускной способностью, город избавляется от головной боли в виде футбольных матчей по долгожданным выходным дням. К тому же совсем скоро в России пройдут матчи чемпионата мира по футболу, и стадион строился как раз под эти цели.

Однако всего в 1,5 км от стадиона находится предпоследняя по загруженности станция метрополитена Санкт-Петербурга – «Крестовский остров». От нее до спортивной арены проходят две автомобильные (Северная и Южная) дороги и целый ряд широких аллей Приморского парка Победы.

Как вы думаете, что проще и дешевле в строительстве и, что самое главное, дальнейшей эксплуатации? Построить безумно дорогую станцию метро, еще и на намывных территориях, или организовать удобный трансфер болельщиков в таких условиях?

Нужно сказать, что функционирующая последнее время система автобусов-шаттлов – пример абсолютно непоказательный. Главным ее минусом, безусловно, является удаленность конечной станции от стадиона «Санкт-Петербург». При этом всего в нескольких метрах от стадиона пустует огромная парковочная площадка «Сибур-Арены». Но нет, лучше заставить болельщиков идти пешком сотни и сотни метров до автобусов и метро вне зависимости от капризов петербургской погоды.

Строительство двух станций (вместе с «Беговой») обошлось примерно в 30 миллиардов рублей, из которых только 12 были выделены из федерального бюджета. Из них львиная доля ушла именно на «Новокрестовскую», только на намыв территорий под ее строительство было потрачено более 2 миллиардов рублей.

Скажем откровенно, не будь чемпионата мира по футболу в России, станцию бы никто не строил. В Петербурге пройдет 7 матчей, в том числе полуфинал и матч за 3 место. Желание пустить пыль в глаза обойдется городу в дополнительные 1,5 миллиарда рублей затрат за проведение каждого из матчей.

Жилых кварталов вблизи станции нет. Каких-то иных точек притяжения, агрегирующих постоянных поток пользователей, – тоже. Даже с учетом 3-4 матчей футбольного клуба «Зенит» станция будет обслуживать в лучшем случае треть от пассажиропотока самой «непопулярной» станции метрополитена – «Обухово».

Не спасет ее и многофункциональность стадиона. В России на данный момент нет рынка полноценных стадионных концертов. Даже мировой рынок такого вида досуга находится в кризисе в связи с развитием современных средств коммуникаций. Организовывать мероприятие на таком сложном сооружении, как стадион «Санкт-Петербург», могут только те, кто уверен, что соберет хотя бы тысяч 30-40 слушателей. Это 1-2 концерта в год. Максимум.

Таким образом, открывшаяся впервые за последние 5 лет в Петербурге станция будет содержаться для примерно 40-50 тысяч человек, использующих ее около 20 раз в год. Годовой пассажирооборот «Новокрестовской» соотносим с месячным показателем средней станции петербургского метрополитена, перевозящей примерно 12-15 миллионов пассажиров в год.

Станция получилась, безусловно, очень красивая. Пожалуй, это первая станция в Петербургском метрополитене, которая отвечает представлениям об архитектуре транспортной инфраструктуры ну хотя бы 15-летней давности.

Стоит отметить, что, несмотря на высокие затраты, «Новокрестовская» имеет несколько ощутимых минусов, не соответствующих ее функциональному назначению. Делать станцию под огромные толпы болельщиков с сужением в зоне мостика-перехода на другую-платформу – явная ошибка. 

Проклятье чехословацкого сервиза в том, что его уже невозможно выбросить. Потратив однажды такие большие деньги, никто от него уже не откажется. Остается только стирать с него пыль и ждать «особых» гостей. Так же и «Новокрестовская» ложится очередным эксплуатационным расходом на город, который и так испытывает дефицит бюджета для полноценного развития транспортной системы.

В вопросе необоснованных трат у стадиона «Санкт-Петербург» появился достойный конкурент. С учетом последних тенденций трансферной политики футбольного клуба «Зенит» Крестовский остров становится совсем уж каким-то проклятым местом.

В то время пока Петербург покупает этот чехословацкий сервиз, дети в дальней комнате сидят без самого необходимого. Огромный процент петербуржцев до сих пор не обеспечены станциями метрополитена в пешей доступности.

Метро в Петербурге должно стать не роскошью, а средством передвижения

Кирилл Спасский

Материалы по теме: