«Золотой» жетон: проезд в петербургской подземке обходится нам еще дороже, чем мы думаем

23.05.2018 11:07 4823
Поездка в петербургском метро – одна из самых дорогих даже по мировым меркам. Постоянный автор НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ выяснил, что на самом деле пассажиры платят за жетон еще больше.

Согласно версии Комитета по экономической политике и стратегическому планированию, среднестатистический петербуржец зарабатывает в месяц около 47 300 рублей «чистыми». На эти деньги можно ~1050 раз проехаться в нашем метро.

Не беремся пока оценивать достоверность данных по средней зарплате – пусть она станет темой для отдельной дискуссии. Но на количестве жетончиков, которые можно на нее купить, внимание заострить, пожалуй, стоит.

Сорок пять – это много или мало?

Любой пассажир (тот самый «среднестатистический петербуржец») возмущенно воскликнет, что для него стоимость поездки в метро – ощутимая сумма, выливающаяся в 2,5–3 тыс. руб. ежемесячных трат. Мировая статистика, к слову, на стороне горожан: даже не в самом богатом городе мира Бухаресте на среднюю зарплату можно воспользоваться подземкой почти 1330 раз. В благополучном Сингапуре – 2300 раз. Впрочем, мы далеко забрались: в Москве тот же показатель равен 1181.

Конечно, не будем забывать про «Подорожник», позволяющий экономить. Благодаря ему на среднегородскую месячную зарплату мы прокатимся в метро 1407 раз (залоговую стоимость самой карты великодушно не вычитаем). Но снова даже не Бухарест: аналогичная БСК в румынской столице дает возможность сделать то же самое 1625 раз. А московская «Тройка», соответственно, 1640. Неприятный «рекорд» вырисовывается в городе на Неве: за пользование метро мы платим объективно много.

Меж тем в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры придерживаются строго противоположной точки зрения. К наступлению 2017 года горожане получили «подарок» в виде почти 30-процентного роста цены поездки – с 35 рублей до нынешних 45. И тогда чиновники, комментируя ситуацию, прямо говорили, что пассажиры легко отделались. Фактически стоимость жетончика, сообщал нам Смольный, должна составлять 49 рублей.

Кто же тогда платит?

Содержание метрополитена, безусловно, процесс недешевый, так что сочтем озвученную цифру достоверной. Но в этом свете вопрос, чем компенсируются недостающие 4 рубля с каждой поездки, неизбежен: с учетом миллиардных оборотов общая сумма выходит внушительная. И ответ на него дает наше правительство – разница берется из средств горбюджета.

Значит, самое время открыть Бюджетный кодекс, ведь именно там «русским по белому» перечислены источники городского финансирования. Таковых немного, и крупнейший из них – налоговый.

Этот источник хорошо знаком вышеупомянутому среднестатистическому петербуржцу: не будь 13-процентного подоходного налога, горожанин получал бы в месяц 54 300 рублей. И часть из этих 13 процентов отчисляется именно в городской бюджет. А тот, в свою очередь, любезно выделяет деньги на покрытие расходов убыточного метрополитена. Проще говоря, мы компенсируем разницу в стоимости своими же деньгами. Да, не полностью (налоги компаний на прибыль, ассигнования и прочие источники, формирующие горбюджет, никто не отменял), но, как ни крути, мы платим дополнительно. Сверх суммы, которая и без того на фоне средней заработной платы выглядит неоправданно завышенной.

«Нищий богач»

Поверить в нерентабельность такой махины, как Петербургский метрополитен, конечно, сложно. Особенно стоя в бесконечной очереди в кассу или задыхаясь в переполненном вагоне в час пик. Клиентов, то есть пассажиров, явно хватает. К тому же доходы структуры не ограничиваются прибылью от продажи жетонов и транспортных карт: частные фирмы, арендующие площади под рекламу, и банки, ставящие у входов и выходов свои терминалы, делают это не бесплатно. Причем задорого – достаточно посмотреть, чьи баннеры мы вынуждены обозревать, дожидаясь поезда или передвигаясь в нем. Ювелирные магазины, авторитетные застройщики, крупные торговые и медицинские сетки – позволить себе рекламу в метро способны лишь успешные представители бизнеса с большими оборотами. Ну а аренда банкоматов обходится дороже только в Пулково и на Московском вокзале. Еще есть точки продажи прессы и сувениров, авиа- и театральные кассы – все они тоже изрядно «отстегивают» за право размещаться в месте повышенной проходимости.

Но, несмотря на ежесекундно проливающийся денежный дождь, наш метрополитен действительно терпит экономическое фиаско уже много лет. Так, например, в 2010-м на стыковку дебета и кредита потребовалась 900-миллионная дотация, годом позже – почти 1,7-миллиардная. В 2014-м Петербургскому метрополитену достался вопиющий антирекорд: он оказался самым убыточным в стране. Впоследствии его «обогнали» метрополитены других городов, но радости от этого никакой: баланс предприятия все так же уходит в минус. Притом что абсолютно все клиенты, приносящие структуре деньги, считают плату за ее услуги несоизмеримо высокой.

Поверить в то, что такое положение вещей не меняется несколько лет, почти невозможно. Но придется: ежегодно правительство Петербурга, принимая бюджет, закладывает в него дотации на метрополитен, скупо констатируя его заведомую убыточность. А по счетам платят только пассажиры. Это из их кошельков поступает часть дотаций. И это на их плечи легло бремя единственной меры, принятой властями, – роста платы за жетон. На таком фоне выглядит удивительным сам факт появления «Подорожника». Спасибо хотя бы за него: еще немного по уровню зарплаты поднажмем – и по доступности проезда в метро Румынию догоним.

Алла Исаева

Материалы по теме: