Эксперт о блокировке Booking.com: Я против всяких искусственных блокировок

23.05.2018 18:38 1689
Не блокировать, но развивать собственный информационный туристский продукт.

Сегодня, после нескольких часов напряжения, в котором пребывали российские туристы, активные пользователи сети Интернет, привыкшие к самостоятельному бронированию мест проживания и других туристских услуг, узнали из заявления пресс-службы Министерства культуры РФ, что сервис Booking.com ведомство все-таки блокировать не намерено.

«Минкультуры России не имеет полномочий по запрету на использование сервиса Booking.com, равно как и планов по какому-либо регулированию его деятельности на территории Российской Федерации», - сказала Ольга Ярилова, директор Департамента туризма и региональной политики Минкультуры.

Напомним, ранее РБК сообщил, что в Ростуризм 21 мая поступило письмо Минкультуры с поручением «рассмотреть предложение по запрету деятельности Booking.com на территории Российской Федерации». Издание отмечает, что с инициативой ограничить деятельность сервиса на территории России в качестве ответа на антироссийские санкции ранее выступил один из российских туроператоров, который направил открытое письмо в Минкультуры в апреле.

В комментарии НЕВСКИМ НОВОСТЯМ директор Партнерства туристско-информационных центров Михаил Ушаков отметил, что блокировка в данном случае мера контрпродуктивная, но четкая государственная политика по формированию и развитию собственной информационной системы в области туризма необходима.

Я  категорически против всяких искусственных блокировок. Прежде всего, для туриста это неудобно, люди к этому сервису уже привыкли. Как ответная мера на антироссийские санкции блокировка не вызовет у населения ничего, кроме раздражения и не приведет к перераспределению туристских потоков на другие сайты. Но надо отметить, что доминирующее положение у Booking.com возникло в результате отсутствия в нашей стране слаженной политики по информированию в сфере туризма. Как результат отсутствия собственной программы по информационному обеспечению туристов, возникла и закрепилась на нашем рынке сильная американская компания.

Надо отдать должное сервису: Booking.com одна из немногих западных компаний, которая реагирует на просьбы от соответствующих профильных российских организаций. Он в этом плане - лояльный и надежный партнер.

Но вернусь к тому, что наши профильные министерства и ведомства сами способствовали его «раскрутке». Мы еще в 2015 году писали предложение, о блокировке, конечно, речь там не шла, а об усилении возможностей коммуникации российских средств размещения с российскими системами бронирования. Booking.com занимает доминирующее положение на сегодняшний день. Всегда, когда существует один крупный поставщик услуг, на котором завязано огромное количество людей, это не очень хорошо для развития бизнеса в целом.

Его доминирующее положение создалось естественным образом, в силу больших денежных вложений, которые были осуществлены всей корпорацией Booking Holdings. Акцент был сделан на русский рынок, который наиболее интересен для Booking.com. Мы опережаем другие страны в совокупной доле доходности сервиса. Ведь действительно,сам по себе этот сервис, конечно, удобный, и им пользуются множество людей.

Поэтому, еще раз подчеркну, что блокировка – это непродуктивная  мера, но добавлю -  если уж эта тема поднимается. Необходима рекомендация того же Минкульта, чтобы рекламные модули Booking.com  хотя бы не  размещались на государственных сайтах, в том числе, на сайтах туристско-информационных центров – я против этого, потому что это зарубежная система со всеми вытекающими обстоятельствами. По крайней мере странно, что западные сервисы рекламируются на российских сайтах, созданных на бюджетные деньги. Я уже не говорю о том, что западные службы бронирования рекламируются, в том числе, на пресс-конференциях должностных лиц. Мне кажется, что это абсолютно недопустимо.

Неужели чиновники не понимают, что рекламируя западные системы, они усиливают зависимость российского туриста от иностранных компаний, которые вполне могут манипулировать туристскими потоками, которые формируются сегодня в РФ? При этом нельзя сказать, что у нас отсутствует альтернатива. Мне кажется, по крайней мере, нашим чиновникам, за наши бюджетные деньги нужно поддерживать и развивать не американские, а собственные сервисы.

Конечно, в сегодняшнем мире мы не должны находиться в изоляции, в которую можем попасть в результате жесткого регулирования в виде блокировок. Тот же опыт с Телеграм показывает, что ничего хорошего подобными мерами не добиться: достигли обратного эффекта, потому что нельзя принимать законы, которые по факту невозможно исполнить.

Но четкая политика по формированию собственной системы информирования в сфере туризма должна быть.

Сам сервис Booking.com, комментируя предложение о блокировке его работы в России отметил, что на сервисе представлено более 70 500 объектов размещения в России: «Таким образом, мы предоставляем всем партнерам равные возможности для работы с путешественниками, продвигая при этом международный туризм».

Материалы по теме: