Эксперт о возможном повышении ставки НДС и увеличении пенсионного возраста

28.05.2018 14:44 2547
По его мнению, решение не окончательное и возможны другие варианты.
Дом Правительства России

Правительство обсуждает некоторые экономические реформы, которые могут стать весьма непопулярными у населения. Среди них – увеличение ставки НДС с 18 % до 20 %, также при этом может быть отменена и льготная ставка НДС в 10%, которая сейчас взимается с продуктов питания (за исключением деликатесов), товаров для детей, книг, учебников и лекарств. 

Такие меры могут быть введены в рамках исполнения «майских указов» президента, для чего в бюджете необходимо найти 8 триллионов рублей. Еще одним источником финансирования может стать уже анонсированное ранее увеличение пенсионного возраста.

Уточняется, что хотя эти меры и активно обсуждаются как наиболее вероятные, все же окончательного решения не принято.

Прокомментировал эти спорные решения НЕВСКИМ НОВОСТЯМ ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский.

Если мы будем сравнивать налоговую нагрузку  современной России со странами ОЭСР, она заметно ниже, чем в Европе, но сравнима с налоговой нагрузкой развитых стран тихоокеанского региона: США, Австралия.  Одновременно она выше, чем у развивающихся стран: Мексики, Турции, Чили. А по показателю ВВП мы можем быть отнесены к развивающимся странам, пусть находящимся в «благоприятном» списке, но тем не менее.

Проблема заключается в том, что для решения задач, поставленных  в президентском указе, действительно, нужны дополнительные бюджетные средства, но с другой стороны понятно, что повышение НДС приведет к сокращению потребления и снижению темпов экономического роста.

Решая одну задачу, осложняем решение другой, также поставленной в послании президента. И бизнес не будет доволен, и с макроэкономической точки зрения повышение налогов не будет способствовать повышению экономического роста, а наоборот.

Сократится покупательная способность населения и потребление. Причем, это произойдет в любом случае: и при повышении ставки НДС, и при отмене льготной ставки. Думаю, что Министерство Финансов, и Минэкономразвития это понимают и будут принимать решения, исходя из этих соображений.

Кроме того, только что на ПМЭФ-2018 было сказано, что налоговая нагрузка повышаться не будет. И такие резкие колебания позиций отнюдь не способствуют, скажем так, росту доверия к экономической политике правительства. Доверие достигается за счет стабильности.

Да, конечно, таккая мера как повышение НДС может быть проведена, но источники говорят о том, что это решение не окончательное и возможны другие варианты.

Еще одна рассматриваемая мера –  повешение пенсионного возраста. С точки зрения чисто бюджетной - проблема назрела и даже перезрела. Действительно, расходы на пенсионеров увеличиваются, количество пенсионеров растет. Мы попали в демографическую яму, когда соотношение между пенсионерами и работающими будет постоянно меняться в сторону увеличения людей пенсионного возраста. Много фискальных аргументов в пользу того, что это нужно делать: федеральному бюджету все труднее  осуществлять иные расходы из-за растущих пенсионных выплат. Так что увеличение пенсионного возраста - это вынужденная, но наверное, необходимая мера.

С другой стороны, с повышением пенсионного возраста  должны будут решены социальные проблемы, которые неминуемо возникнут. Пенсионеры и сейчас работают, но это мера вынудит еще большее число пенсионеров работать. Соответственно, должны быть созданы дополнительные рабочие места. А какая-то часть населения окажется в очень сложном положении, так как они не будут ни работать, ни пенсию получать. В общем, основная проблема в решении социальных последствий. Они должны быть оценены заранее и решены адресно.

Еще вопрос - как будут использованы эти средства? Это может стать ресурсом для повышения пенсий. И если их удастся увеличить, теоретически, я не могу утверждать, что такое решение будет принято, но оно может сократить соотношение между зарплатой и пенсией. Поэтому, вполне возможно, кому-то из пенсионеров и не придется продолжать работать. Но, подчеркну, в России увеличение пенсионного возраста -  это сложная и очень болезненная проблема.

Есть ли какие-то альтернативные источники финансирования «майских указов», например, использование существующего сегодня профицита бюджета, возникшего из-за роста цен на нефть?

В этом году, действительно, есть профицит бюджета. Но у нас действует бюджетное правило, в соответствии с которым мы большую часть нефтегазовых доходов используем для закупки валюты. Американские облигации покупаются, потому что они считаются надежным инструментом для вложения средств. Ведь купить облигации выгоднее, чем просто держать свободные средства на счетах. Это происходит еще и потому, что мы не знаем, какими будут цены на нефть в дальнейшем: они сейчас высокие, а потом, возможно, будут низкими, и для того, чтобы пережить период низких цен, нужно накопить средства. Поэтому и существует такое бюджетное правило.

Материалы по теме: