День закрытых дверей: вынужденная ошибка Петербурга

30.05.2018 19:02 1066
Постоянный автор Невских Новостей Кирилл Спасский указывает Петербургу на дверь.

Город туриста – открыточные виды. Город жителя – детали. Если вы не первый год живете в Петербурге, вряд ли часто выбираетесь на Дворцовую, посещаете Эрмитаж и каждый раз завороженно смотрите на разведенный мост вместо сожаления о потерянном из-за него времени.

Ваш родной или уже ставший родным город открывается для вас в сокрытых рядовому зрителю деталях – по дороге на работу или в гости к хорошему старому другу, сдуру снявшему совершенно «убитую» квартиру в центре. Или даже при простой воскресной прогулке по местам студенчества.

Петербург как истинный флегматик открывается полностью не с первого знакомства. Сначала с центральных площадей, потом – с переулков и уже тогда – в деталях. Сегодня хотелось бы поговорить про одну из таких деталей. Про двери парадных исторического центра, которые обычно разделяют петербуржцев и праздно шатающихся туристов.  

Парадная

Для рядовой исторической застройки Петербурга дверь доходного или иного дома была даже важнее фасада. Многие здания строились по схожим проектам, где именно дверь могла быть уникальной. В ряду одинаково безупречной застройки именно она могла бы отличить вас от ваших соседей.

Петербургские двери всегда выполняли две функции – эстетическую и практическую. Эстетическая заключалась в их внешнем виде, практическая – в ее стеклянных элементах, озарявших дополнительным светом темные парадные.

Имперское прошлое Петербурга оставило ему богатое наследие. Даже советская власть не решилась его разворовать и, за редким исключением, сохранила город в целости и сохранности. Удивительно, что послевоенный период стал для города этапом не новой застройки, а в первую очередь – восстановления старого наследия, разрушенного в блокаду. Внимание уделялось даже дверям – многие из дошедших до нас исторических дверей были восстановлены именно в конце 40-х годов.

До конца XX века никто так и не смог побороть наследие имперского Петербурга.

Подъезд

Побороли его лихие 90-е. Именно в небезопасное и бедное время город лишился одной из важнейших своих деталей – парадных дверей.

В 90-х пришел тренд на замену этих дверей на одинаковые безнадежно-коричневые металлические плиты с кодовыми замками, которые позже сменили домофоны. Если вы обратите внимание на застройку центральных районов города, вход в парадные в большинстве случаев осуществляется именно через такие пластины – даже на главных проспектах города. Настоящие бриллианты остались в основном в строго охраняемых законом памятниках архитектуры.

Петербург 90-х казался не самым безопасным местом. Красота оказалась хуже воровства.

Снова парадные?

Известный признак петербуржца в его речи – слово «парадные». Ни для кого не секрет, что оно взялось из-за наличия в большинстве особняков и домов состоятельных граждан двух входов. Черного (для «черни» – рабочих) и парадного – для уважаемых господ. Помимо функционального назначения их отличало внешнее убранство лестниц. Входная дверь парадного входа всегда была частью уникального интерьера, превращавшего простой подъем по лестнице в акт эстетического удовольствия.

Черный вход обычно был аскетичным и находился с обратной стороны дома. По внешнему виду двери черных входов мало отличались от нынешних металлических пластин.

В 90-е парадные и черные входы уравнялись в своих правах. Если внутреннее убранство в целом еще сохраняет остатки духа эпохи парадных входов, то двери постигла иная участь.

Так парадные Петербурга превратились в подъезды.

Уйти, громко хлопнув дверью

Лихие 90-е сменились сытыми нулевыми, а позже – опустошенными 10-ми. Внимание со стороны власти к этой проблеме покажет зрелость городской администрации в понимании города и его особенностей. Убрать маршрутки из центра, очистить город от рекламы может любой. Вернуть городу его наследство – только грамотный губернатор.

Возможно, на весь город найдется с десяток активистов, однако решить этот вопрос можно только городской, грамотно продуманной и, что важно, распиаренной программой. Деньги небольшие – репутационный и эстетический эффект колоссальный.

Если этот губернаторский срок станет для Георгия Сергеевича последним, у него есть шанс сделать простое, но очень полезное дело – привлечь внимание к содержанию парадных исторического центра, запустив для начала городскую программу восстановления исторических дверей.

Быть может, не все поймут смысл этих действий, но время поставит все на свои места. Прекрасный шанс для Георгия Полтавченко войти в историю города с положительной точки зрения минимальными усилиями.

Кирилл Спасский

Материалы по теме: