Экономика совместного потребления: Россия уже вовлечена и эволюционирует

29.05.2018 20:35 1495
В России постепенно развивается экономика совместного потребления. Объем рынка уже оценивается в $119 млрд, и он будет расти. Яркие представители – сервис поиска попутчиков BlaBlaCar, платформа для аренды жилья Airbnb, сервисы такси типа Uber.

В России, как и во всем мире, постепенно развивается экономика совместного потребления. Яркие представители этой социально-экономической модели – такие компании, как сервис поиска попутчиков BlaBlaCar, онлайн-платформа для аренды жилья Airbnb, сервисы такси типа Uber или Яндекс.Такси. Кому-то это развитие на руку, кому-то мешает. Но факт состоит в том, что объем рынка услуг совместного потребления в России уже достиг $119 млрд. И это только начало пути, уверены представители крупнейших международных компаний данного направления, равно как и руководители ряда российских регионов, не первый год взявшие на вооружение эту стратегию.   

«Объем российского рынка оценивается в $119 млрд, и он будет расти. Потенциал этой части цифровой экономики огромный. Эта бизнес-модель активно привлекает молодое поколение – от 25 до 40 лет. Интерес совместного использования платформ – это возможность экономить деньги, а также жить с меньшим количеством собственности  и использовать товары и услуги, когда это потребуется. Есть плюс и с точки зрения сохранения окружающей среды. Осознанный подход к потреблению становится все более популярным», - заявил в рамках дискуссии на полях ПМЭФ вице-президент по связям с общественностью, Hill+Knowlton Strategies Доменик Фин.

На BlaBlaCar зарегистрированы 10% всех жителей России

На стремительное развитие экономики совместного потребления указал и главный исполнительный директор, сооснователь, BlaBlaCar Николя Бруссон. История популярного сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar началась во Франции в 2006-2007 годах. Первоначально идея объединить водителей, перемещающихся чаще всего в незаполненной машине между городами, и попутчиков не нашла большого отклика. «Изначально люди считали, что это глупая идея», - отметил Николя Буссон. Сложностей было много: как объединить людей, чтобы они совпали во времени и пространстве (едва-едва начиналась эра смартфонов), как заставить людей доверять друг другу, как организовать оплату? Но повсеместное распространение смартфонов сильно повлияло на ситуацию.

«Изменения в поведении людей происходят довольно быстро. Сегодня сообщество BlaBlaCar насчитывает 65 млн человек по всему миру. В России в сервисе зарегистрировано свыше 15 млн человек – это 10% населения. А с развитием технологий прогресс будет еще заметнее», - сообщил Николя Буссон.

Вопрос с доверием потребителей тоже снимается: по словам сооснователя BlaBlaCar, «по профилю человека в сервисе мы узнаем о нем больше информации, чем имеем иногда о своих друзьях». У совместного потребления в части эксплуатации машин есть масса других плюсов. В частности, атмосфера меньше загрязняется выбросами, техника используется эффективнее, количество машин на городских улицах уменьшается. Правительство Франции прекрасно отдает себе в этом отчет, и как следствие, стало дополнительно субсидировать развитие сервиса – чтобы люди активнее совместно использовали машины.

Полмиллиона водителей Яндекс.Такси выходит на линию ежедневно

Эффективность экономики совместного потребления отмечает также Даниил Шулейко, управляющий директор, Яндекс.Такси. Он рассказал, что ежедневно на линию Яндекс.Такси выходит полмиллиона таксистов. Их работа облегчает жизнь горожан, и люди в повседневной жизни используют такси все чаще. Более того, многие готовы отказаться от личного авто.

«Мы недавно делали исследование совместно с ВЦИОМ: более трети россиян заявляют, что готовы продать свою машину и использовать общественный транспорт и такси. При этом такси лидирует. И это изменение в сознании произошло всего за несколько лет», - сообщил Даниил Шулейко. Он также высказал уверенность, что в скором времени широкое распространение получат такие сервисы совместного потребления как медицинские, сферы питания, работы аварийных служб и так далее.

Дальновидные руководители регионов давно взяли тенденцию на развитие экономики совместного потребления на вооружение. Более того, они открыто заявляют, что без этой составляющей развитие городов сильно бы страдало. Такое мнение озвучил Министр Правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий Артем Ермолаев. Он проинформировал, что Москва сотрудничает с бизнесом, занятым сервисами совместного потребления. И это сотрудничество  преследует вполне конкретные цели: экономия государственных средств, которые инвестируются в город, повышение эффективности этих вложений и удобство для жителей.

Симбиоз бизнеса, власти и потребителей услуг

Власти инвестируют в инфраструктуру (например, создание сети вайфай, парковочных мест для каршеринга и так далее), обеспечивают бизнес различными данными, типа наличия лицензий у потенциальных водителей такси, сведений об авариях той или иной машины и количестве владельцев, данные по сделкам  недвижимостью. Бизнес, в свою очередь, создает и развивает нужные людям платформы и сервисы. Это эффективно для всех участников процесса. «Мы точно не будем создавать такие сервисы. Наша задача – передавать как можно больше данных бизнесу, чтобы он мог «упаковать» их и предоставить услуги жителям», - пояснил Ермолаев.

«Все вещи, касающиеся цифровизации, могут создаваться только совместно – город один не потянет. Как не потянет один и бизнес. Это касается и инфраструктурных проектов, и сервисов, и многого другого», - дополнил Артем Ермолаев, попутно признав, что бизнесу куда лучше удается решать вопросы маркетинга, и нужно этот факт учитывать с пользой для взаимодействия сторон.

Airbnb учит российский сектор аренды жилья играть по правилам

Во взаимодействии с властями Саранска в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 действует известный международный сервис для аренды жилья Airbnb. Андрей Вербицкий, региональный управляющий директор Airbnb по России, Центральной и Восточной Европе, Турции и Израилю, сообщил, что сервис помогает городу компенсировать нехватку вариантов размещения в туристический сезон и во время пиковых нагрузок. Сервисы для аренды жилья, по его словам, помогают владельцам жилья улучшить свое материальное положение, обновить дома, способствуют развитию сервиса услуг в пригородах, помогая людям находить варианты размещения и вне городов. А самое главное, развитая площадка выводит подобный рынок услуг из тени.

«Совместное пользование жильем не изобретено нами. Но мы привносим порядок и стандарты в эту «серую» экономическую зону. Мы работаем с руководством городов на улучшение обстановки», - заявил Андрей Вербицкий. Он пояснил, площадка регулирует взаимоотношения участников, вытесняет «плохих игроков», устанавливает стандарты и обеспечивает безопасность.

Правовое обеспечение экономики совместного потребления

Экономика совместного потребления – устойчивая модель, которая очевидно будет развиваться. И одним из существенных вопросов, которые придется решать – это правовое обеспечение работы платформ и взаимодействия бизнеса, потребителей услуг  государства. Предстоит решить вопросы налогообложения, качества услуг (риски всегда присутствуют, когда сообщество самостоятельно регулирует систему анализа, рейтинга, обратных связей), лицензирования. На текущий момент в российском законодательстве не зафиксировано, как регулировать совместное использование машин или совместное использование жилья.

«В России сильны настроения – лучше оставьте нас без регулирования, чем дайте нам новое. Но на мой взгляд, именно в экономике совместного потребления необходимы новые правила, поскольку мы постоянно сталкиваемся с устаревшим регулированием», - резюмирует Карен Казарьян, директор, АНО «Институт исследований интернета».

Для справки:

Экономика совместного потребления – динамично развивающаяся социально-экономическая модель, которая позволяет рационально использовать ресурсы или обмениваться ими, снижая нагрузку на окружающую среду и позволяя получать дополнительный доход множеству людей из различных стран. Доходы самих компаний, как правило, составляют не более 15% от оборота, остальное получают пользователи. Развитие экономики совместного потребления несет за собой целый ряд изменений в обществе: создание цифровой экосистемы и вовлечение в нее миллионов потребителей, появление феномена «онлайн-репутации» (возникновение доверия к незнакомцу благодаря гарантиям системы), повышение приоритета пользования над владением, развитие микропредпринимательства.

Юлия Медведева

Материалы по теме: