ТОП-З детских проблем в России: алкоголизм, низкий уровень жизни, отсутствие воспитания в школе

31.05.2018 17:27 2650
Эксперт: Законы по защите прав ребенка у нас неплохие, только они не работают.

Накануне Дня защиты детей, который отмечают в России 1 июня, ВЦИОМ провел опрос, посвященный детским проблемам и защите их прав.

Согласно опубликованным данным, в ТОП-3 детских проблем россияне внесли детский и подростковый алкоголизм и наркоманию (37% опрошенных), низкий уровень жизни семей с детьми (34%) и тему воспитания в дошкольных и школьных учреждениях (ее отмечают 22% опрошенных).

Комментарий детского и семейного психолога центра «Респект» Елены Никифоровой.

Ко мне часто обращаются родители, которым приходится очень много работать и трудно уделять время и внимание ребенку. Отсюда и многочисленные проблемы «детский запущенности».

Второй ответ опять же связан со сниженным вниманием взрослых к ребенку, потому что они заняты. Коррелирует ли это с «низким уровнем жизни семей с детьми»? Наверное, да.

Что касается темы «отсутствия воспитания в школах» - это связано с огромным объемом работы, возложенной на учителей и с уровнем их зарплат, прямо скажем, вопиюще низким. Кроме того, работа в системе образования стала такой, что учителям приходится львиную долю своего времени заниматься «бумажной волокитой»: отчеты, написание программ. Этот блок попросту отнимает время учителя от работы с детьми. Правда, после серии нашумевших происшествий и преступлений в российских школах, этой воспитательной работе, по крайней мере, судя по сообщениям СМИ, стало уделяться больше внимания, но, как говорится, только после того, как «гром грянул».

Кстати сказать, в опросе, проведенном ВЦИОМ, была упомянута такая проблема, как «подростковая преступность», но ее актуальной считают лишь 8 % россиян.

Вот как раз учителя много чего могут рассказать по поводу сложностей подросткового поведения. Они считают, что современное поколение достаточно бездушно, но учителям, да и другим взрослым зачастую приходится подстраиваться под интересы детей, потому что сейчас у наших детей - куча прав, а у взрослых, которые их должны воспитывать - прав нет. Вот и приходится школе зачастую на «проблемного подростка» попросту закрывать глаза.

Еще одной детской проблемой опрошенные считают отсутствие у детей интересного досуга - таких 14 %.

Хоть и существует в нашей стране множество бесплатных кружков, но, к сожалению, если ребенка некому туда отвести – родители загружены работой, то наличие организованного досуга, внешкольной деятельности не повлияет на воспитание детей.

Основными защитниками интересов детей подавляющее большинство опрошенных, а именно 44 %, называют семью - родителей, бабушек и дедушек. Роль школы в защите прав ребенка отметили лишь 9 % наших соотечественников, и еще меньше – 8 % - посчитали, что такую функцию выполняет государство и закон.

С другой стороны на вопрос "кто же должен на самом деле защищать права ребенка?" большинство россиян ответили, что эту функцию должно принять на себя государство (32 %) и только во вторую очередь родители (22 %).

Комментарий детского и семейного психолога центра «Респект» Елены Никифоровой.

Я считаю, что в первую очередь на страже интересов детей должны находиться все-таки родители. А государство должно помогать. Но, к сожалению, нет возможности у специалистов ни в дошкольных учреждениях, ни в школе действенно защищать интересы ребенка, даже если они знают о нарушении детских прав, скажем, в семье. И в этих случаях педагоги стараются не вмешиваться. А ведь наказывают детей порой очень сильно даже в благополучных семьях. А уж если родители пьют, скажем так, семья деструктивная, тем болеет не вмешиваются.

Законы по защите прав ребенка у нас неплохие, только они не работают. Например, есть закон, что ребенка нужно защищать при физических наказаниях, но отсутствуют учреждения, где ребенку, изъятому из семьи, будет лучше, чем даже в неблагополучной семье. Поэтому они и остаются в семьях, даже при систематических нарушениях их прав.

С последним утверждением подросткового психолога вполне согласен и руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин:

«Результаты исследования свидетельствуют, что сегодня государство не в полной мере соответствует той роли по охране детства, которую хотело бы отвести ему общество»

Материалы по теме: